Для чего необходимо практиковать самонаблюдение?

Люди, занимающиеся духовным поиском, в качестве инструментов, способствующих данному поиску, как правило, используют разные практики. Какие-то из них, кажется, будто бы помогают им, а какие-то нет. И далеко не всегда это становится сразу ясно и понятно. В результате чего часто возникают вопросы относительно тех или иных практик используемых духовно-ищущими. Одним из распространённых вопросов является вопрос – для чего необходимо практиковать самонаблюдение или осознавание себя? К чему это ведёт?

Нет никакой необходимости практиковать самонаблюдение. В общем-то нет необходимости ни в чём, поскольку всё, что должно быть сделано тобой, неким человеком, будет сделано с абсолютной точностью, хочешь ты того или нет. Ты ведь много чего хочешь или хотел сделать в жизни, но далеко не всё это у тебя получилось сделать. Ты так же много чего не хотел делать в жизни, но это было сделано тобой. Поэтому, всем, чем тебе необходимо заниматься, ты будешь заниматься, невзирая ни на что. А чем тебе не нужно заниматься, тем ты заниматься не будешь, будь то самонаблюдение или что-то ещё.

Практика самонаблюдения не ведёт ни к чему. Это такое же наблюдение, как и наблюдение за всем, что тебя окружает. Это всего лишь одно из увлечений сознания. В действительности кроме ТЕБЯ никого больше нет, поэтому куда бы ты ни смотрел, всё это будет только самонаблюдением.

Конечно, в ТЕБЕ возникают разные образы и разные явления, и ты всю свою жизнь в основном занимаешься просмотром и переживанием их. Это так же, как смотрение и проживание снов, снящихся ночью. Но и в этом случае, всё, куда ты смотришь – есть бездонное и бесконечное пространство ТЕБЯ.

Отвлечение внимания от наблюдения за образами может привести к осознанию того, кто или что есть ТЫ. Это знание есть в тебе постоянно, ТЫ сам являешься этим знанием. Но в результате вовлеченности в наблюдение и проживание образов, это знание забывается, отходит на второй план. Это происходит совершенно естественно и незаметно – зачем нужно постоянно помнить себя, это же не интересно, это ничего не даёт. А, кроме того, с ТОБОЙ всё равно ничего не может случиться, ведь ТЫ по сути НИЧТО, ВЕЧНОСТЬ. А вот увлечение образами даёт много всего интересного. Оно даёт возможность получить множество разнообразных ощущений. Так и происходит увлечённость, а затем и вовлечённость в проживание образов. Но когда эта увлечённость заканчивается, происходит отвлечение от этих образов и внимание, отвлекаясь от них, оказывается в бесконечной пустоте СЕБЯ.

Но эта Пустота вовсе не является абсолютной пустотой, т.е. ничем. Эта Пустота – есть Чистое Сознание, именно ОНО всё и осознаёт. Это в нём происходит осознание или понимание, которое принято называть пробуждением или просветлением. Но ты (воспринимающий себя личностью), будучи всего лишь образом, воспринимаемым этим Сознанием, ничего не можешь сделать для того, чтобы пробуждение произошло. Пробуждение происходит не по воле личности, а по воле Безличностного Сознания, и личность тут не при чём.

Верно ли направлять всё внимание на постоянное (по возможности) осознавание себя, или нужно расслабиться и просто перестать беспокоиться, о чём бы то ни было?

Если у тебя получится расслабиться и перестать беспокоиться, о чём бы то ни было, это будет здорово! Ты именно к этому и стремишься. Но вся проблема в том, что у тебя не получается это сделать. А не получается только потому, что ты думаешь, что тебе для этого нужно что-то сделать. Но делать то, как раз, ничего и не нужно! Ты уже есть АБСОЛЮТНЫЙ ПОКОЙ.

Как покой может успокоиться? В нём могут возникать лишь какие-то беспокойства. Но любые беспокойства рано или поздно заканчиваются, а покой как был, так и остаётся. Все они есть только потому, что ОН есть. Только потому, что ТЫ есть Абсолютный Покой и Неподвижность, ты воспринимаешь все возникающие в тебе явления. Все явления подвижны и изменчивы, неподвижен и неизменен лишь ТЫ, воспринимающий эти явления, будучи самим Восприятием.

Если некая сила направляет твоё внимание на осознание себя, то ничего нельзя сделать, чтобы помешать этому. Спокойно занимайся всем, чем занимается и живи, как живётся. Всё чему нужно произойти, произойдет с неотвратимой неизбежностью. Если то, что здесь написано, поможет тебе больше расслабиться и меньше беспокоиться, то так и должно было произойти. Ни ты, ни я, к этому никакого отношения не имеем, и ничего для этого не делали. Мы лишь наблюдаем происходящее, будучи самим наблюдением.

Является ли осознаванием исследование своего Источника? Или это уже последний уровень и без прохождения начальных уровней у него мало шансов на успешный исход?

Само по себе исследование чего бы то ни было, не является осознаванием. Хотя всё на что направлено внимание может осознаваться. Осознавание происходит в результате такого исследования. Но оно может происходить и без этого исследования. Осознание происходит не потому, что ты занимаешься исследованием своего Источника. Твоё желание – это стремление к осознанию, а точнее стремление к возвращению осознания, заставляет тебя заниматься данным исследованием. Это стремление направляет твоё внимание на ви́дение и осознание того, что есть ты, отвлекая таким способом внимание от восприятия возникающих в тебе образов.

В действительности совершенно не важно, каким способом внимание оказывается отвлечённым от восприятия возникающих в тебе образов. Важно, что это происходит. Но когда это происходит, то в фокусе внимания во всех случаях оказывается Источник, в котором эти образы возникают, поскольку кроме Него ничего нет. Внимание истекает из Него и находится в Нём. Он сам есть и внимание, и восприятие, и осознание, и сознание в единственном числе. Его нельзя осознать, это Он всё осознаёт, в том числе и Себя Самого.