Об образах и пространстве, в котором эти образы возникают

Вы много пишите о сознании и восприятии, об образах. А что такое эти образы, которые мы создаём? Вы писали, что сознание создаёт в пространстве, пространство определённой формы и чем больше в образе пустоты, тем больше его сила, ведь пустота в себя всё затягивает. Можно это подробнее объяснить. Вот я, например, представляю образ стула, как понять где в нём пространство, пустота, сила? Я могу только разделять свои образы на яркие и неяркие, на то, где они находятся перед закрытыми глазами – сбоку, снизу. Вот, к сожалению, и всё.

Начнём с того, что образы создаём не мы, они возникают в сознании. И поскольку природа сознания – пустота, то природа образов тоже пустотна. Само сознание ничего не делает, чтобы создавать образы и никакое пространство в себе для них не создаёт. Сознание само является пространством для этих образов, и образы возникают в нём самопроизвольно.

Кажется, что ты сам создаёшь образы. Но кто этот «ты», который их создаёт? Чем ты их создаёшь? Ведь не руками же! И не языком, и не головой, и вообще не телом. А чем? Чем ты создаёшь образы, и в каком пространстве себя? Попробуй пронаблюдать это. Это очень любопытное и очень ценное для понимания наблюдение.

Относительно втягивающих свойств пустоты. Попробуй проделать такой опыт, его проделывали раньше в школе. Свари вкрутую яйцо, возьми стеклянную бутылку из-под сока с широким горлышком, бо́льшим, чем горлышко от пивной бутылки, но не с очень широким, таким, чтобы яйцо не проваливалось внутрь. Зажги кусок бумаги и брось внутрь этой бутылки. А сверху на бутылку положи очищенное от скорлупы яйцо, узким концом вниз. И ты увидишь, как яйцо влетит в эту бутылку как пробка, и втянет его туда образовавшаяся от сгорания воздуха пустота. Действие образа происходит примерно так же.

Сила, благодаря которой возникает образ, сила, что притягивает к нему внимание – есть ОХОТА. Это охота к получению впечатлений, возникающих в результате восприятия и переживания образа. Охота также возникает в сознании самопроизвольно, никто её специально не создаёт.

Как можно ощутить проявление этой охоты в себе? Очень просто. Найди себе какое-нибудь положение наиболее удобное из всех, неважно сидя, лежа или стоя, важно, чтобы для тебя это положение было самым удобным и самым комфортным. Расслабься и наслаждайся приятными ощущениями, возникающими в теле от приятного и удобного положения. Сколько ты сможешь пробыть в этом положении? Час, два, день, несколько дней? Можешь ли ты пробыть в этом положении вечность?

Конечно, нет! Сначала тебе будет приятно и хорошо, затем не очень приятно и не очень хорошо, затем уже неприятно и нехорошо, а затем совсем неприятно и совсем нехорошо, далее тебе будет уже плохо и затем очень плохо. Отчего же так? – Оттого что тебе быстро наскучит одно и то же положение, одни и те же впечатления, и тебе захочется это сменить. Это и есть проявление охоты.

Если сознание, проявляющее себя через организм тела-ума, который ты привык считать собой, напиталось какими-то одними ощущениями, то оно стремиться к другим ощущениям. И в нём возникают образы того, что ему хотелось бы ощутить и пережить. Это есть образы охоты или образы желаний, возникающие в тебе. Какие-то из этих образов воплощаются в действие, приобретая определённую плотность и формы, (например, изготовление или покупка стула, который ты приводил в пример, чтобы получать от сидения на нём приятные ощущения), а какие-то не воплощаются в действия, а лишь проживаются только как образы – мысли. Возможно, что они тоже когда-нибудь воплотятся в жизнь, а возможно и нет. Это будет зависеть от силы охоты к получению впечатлений и ощущений, возникающих в результате их воплощения. Если охота будет слаба, то они не будут воплощены, а если сильна, то обязательно воплотятся.

Саму охоту создать нельзя, она возникает в Сознании самопроизвольно. Это, своего рода, свойство Сознания. Нельзя так же узнать заранее, к чему эта охота может возникнуть. Она может возникнуть к чему угодно. Сознание абсолютно свободно от чего бы то ни было, и потому в Нём так же свободно возникает всё, что угодно и когда угодно. Поэтому, расслабься и получай впечатления, впечатления от всего, что возникает в твоём восприятии, в том числе и от возникающих в тебе образов, и от того, как эти образы воплощаются тобой в жизнь.

Теперь становится немного понятно «откуда» возникают различные фобии, наслаждения и расстройства... Это всего лишь произвольные желания в получении различных впечатлений, возникающих из «ниоткуда». Разница, только в частоте и силе этих желаний.

В целом, да. А вот в частности, в личностном восприятии, всё выглядит несколько иначе. Есть люди, животные, природные явления, которые доставляют тебе (конкретной личности) либо приятные впечатления, либо неприятные. При этом исключается тот факт, что все люди, включая тебя самого, животные и природные явления неразрывно связаны между собой и оказываются в действительности проявлением ЕДИНОГО ЦЕЛОГО.

Это ЕДИНОЕ ЦЕЛОЕ проявляет себя через все живые существа и явления природы и именно посредством этого проявления ОНО и получает различные впечатления и ощущения. Ведь для возникновения множества разнообразных ощущений нужно существование разнообразного множества вещей и явлений, а также постоянные взаимодействия между ними. Вот это множество и возникает в Сознании в виде всего того, что мы видим и воспринимаем всеми органами чувств.

В действительности всё это есть лишь образы, возникающие в Едином Целом Сознании. Образы, имеющие разные плотности. А воспринимает все эти образы только Сознание, Единое Целостное Сознание. Но воспринимает их через все органы восприятия всех живых существ, наделяя эти существа чувствительностью. Потому и создаётся впечатление отделённости и самостоятельности этих живых существ, поскольку все они наполнены сознанием, которое само есть Чистое Осознание. Оно-то и осознаёт себя в виде всех этих живых существ. Вот и получается, что каждое существо осознаёт себя как самостоятельное существо. Но если внимание Целостного Сознания, протекающее сквозь какое-то живое существо, отвлекается от восприятия этого живого существа и направляется в противоположную сторону от него, к Источнику самого восприятия, происходит Осознание того-что-есть в действительности. Это и есть Просветление, Пробуждение, Освобождение, Осознание, Окончательное Понимание или Возвращение Домой.

После такой смены восприятия, живое существо, через которое произошло такое явление, перестаёт воспринимать себя этим живым существом, а воспринимает себя тем, чем оно в действительности является – Единым Целым Сознанием.

Когда у меня бессонница, то приходит состояние отрешения от образов-мыслей, которые сами собой крутятся в голове, также как иногда мелодии сами собой крутятся на языке. Я его запомнил и иногда могу вызывать ненадолго, а потом опять ввязываюсь в образы. Я так понимаю, Вы говорите про это состояние или близкое ему?

Отрешение от образов-мыслей, это переход к отстранённому наблюдению. Если у тебя получается переходить в это состояние осознанно, это хорошо. Ты можешь сделать из этого упражнение и использовать его постоянно как практику отстранённого наблюдения. Отстранённое наблюдение ещё не целостное восприятие, но уже близкое к нему. Это как этап, как переход от личностного восприятия к целостному. Постепенно твоя практика углубится, и может случиться растождествление с личностью и переход к целостному восприятию.

А вообще есть какая-то последовательность или цепочка возникновения образов, по которой их можно отследить в самом себе? Я так ощущаю: сначала нет образа, а потом он уже есть. А что происходит в промежутке между «нет» и «уже есть»?

Конечно, при желании можно просмотреть последовательность возникновения образов. Для этого нужно практиковаться в этом наблюдении.

В моём случае наблюдение таково: Образы возникают в сознании по-разному. Одни возникают мгновенно, другие медленнее. В одних случаях, перед возникновением образа возникает некая охота к восприятию чего-то, что потом отражается в образе. В других случаях, образы возникают самопроизвольно без всякой предварительной охоты. Эта охота есть изначально в сознании как потенциал, готовый в любой момент проявиться в любое действие. Этим действием может быть как возникновение какого-то образа, так и возникновение какого-то телесного движения или явления природы.

В основе всего, что мы видим и воспринимаем, находится Сознание, пребывающее в состоянии потенции или готовности. Готовности ко всему, чему угодно. Сознание ничем не ограничено и потому хранит в себе неограниченные возможности. В Нём в любой момент может возникнуть всё, что угодно. Именно поэтому в Нём и возникает всё, что угодно в виде этого мира и всех его проявлений.

Если ты хочешь пронаблюдать возникновение образов, перейди к отстранённому наблюдению и пронаблюдай, как эти образы в тебе возникают. Но, главное, понаблюдай саму среду, в которой эти образы возникают. Наблюдай совершенно спокойно, никуда не торопясь и не стараясь увидеть что-то конкретное, наблюдай, отрешившись от всего, т.е. отрешённо, будучи не кем-то, кто наблюдает, а самим наблюдением. Забудь про себя как того, кто наблюдает и хочет что-то увидеть, ощути себя чистым наблюдением. Пусть твоя охота или стремление к пониманию полностью переведёт тебя, а, вернее, твоё внимание, в наблюдение. И тогда может произойти опыт, ведущий к целостному восприятию и окончательному пониманию. Пробуй и, возможно, этот опыт произойдёт.

Можно ли воспринимать как признак пробуждающегося Понимания – отсутствие желаний и заинтересованностей? Этакое безразличное отношение, рождённое, хоть некоторым, пониманием, что всё иллюзорно? Является ли этап понимания, который можно назвать – «Всё не То», обязательным в движении к растождествлению?

Да, когда в тебе перестают возникать желания и заинтересованности, происходит понимание – что всё не То, это означает, что в тебе происходит движение к растождествлению с тем, кем ты привык воспринимать себя, т.е. с личностью. Это так же означает, что в тебе идёт растворение старых образов мира. Ты начинаешь понимать, что весь этот мир лишь иллюзии, виде́ния, возникающие в тебе.

И тогда возникает действительно настоящий и совершенно естественный вопрос – а что же тогда есть не иллюзия? И что же тогда есть Я, воспринимающий всё это? И тогда твоё внимание начинает направляться к Источнику самоосознания. Фактически это означает, что внимание направляется на сам Источник внимания или само на себя. И тогда Источник восприятия и осознания осознаёт Себя как Источник всего-что-есть. Это и есть Окончательное Понимание.

А не могут ли являться эти разговоры о направлении внимания, людей обретших понимание и осознание, лишь очередными образами, проявляющимися через их личности?

Могут, но только чтобы это проверить и знать точно, нужно самому всё это попробовать и узнать, как всё это есть на самом деле. Большинство из тех, кто действительно пришёл к пониманию, никого ни в чём не убеждают, наоборот, они советуют людям, чтобы те не верили им просто на слово, а проверили то, о чём они говорят на собственном опыте.

Для меня сейчас, всё едино, и личность с умом, и все проявления с ощущениями, происходящие в чём-то. Но если есть понимание, осознание, спокойствие, тишина, то и это всё может быть, лишь проявлением чего-то?

Конечно, всё, что воспринимается тобой, является чем-то, что тобой воспринимается. Но есть ЧТО-ТО, что всё это воспринимает. Вот это ЧТО-ТО и есть ТЫ. Но ты не как что-то конкретное, что можно увидеть и потрогать, а как сама среда, в которой возникает всё воспринимаемое, как основа для самого восприятия. Понимание, осознание, спокойствие, тишина – всё это есть проявления ТЕБЯ. Ты проявляешься в этом всём в виде состояний. Это всё различные состояния ТЕБЯ, ТЕБЯ, как среды, самоосознающей, животворящей и воспринимающей саму себя. И ничего кроме ЭТОГО нет. Это единственная реальность.

Я не знаю и не понимаю, что происходит (пока, это происходит через некие описания происходящего). Да и нужны ли какие-то знания с понятиями, и какими-то описаниями всего происходящего?

Конечно, никакие знания, никакие понятия, никакие описания в действительности не нужны. Они нужны лишь как одно из проявлений игры жизни, в рамках которой эти знания, понятия и описания существуют. Для ТЕБЯ, который есть ОСНОВА всего происходящего, они, конечно же, не нужны, они нужны для человека, в виде которого ТЫ проявляешь себя, и для других людей, являющихся проявлением ТЕБЯ как Единого Целого.

Получается, что всё, что происходит, те люди, да и вообще все явления, с которыми происходят все мои взаимодействия, есть не что иное, как Я? Та самая среда, в которой всё это и есть?

Да, всё это есть различные проявления Единого Целого, которое и есть Я. Больше ничего нет кроме этого. Это всё что есть.

Только у некоего «меня», всё это не соединяется в одно целое. Пока, есть «я» и разные проявления в «моей» жизни.

Пока в твоём случае происходит всё именно так. В дальнейшем всё может измениться, ведь всё происходит только в восприятии. Восприятие постоянно меняется, но Я, в котором присутствует это восприятие, неизменно. Оно полностью уравновешено в Самом Себе и является неделимым Целым.

Последнее время, иногда, происходит наблюдение некоего взбудораженного состояния, воспринимаемого личностью через какие-то события. Но при этом, где-то внутри, в глубине, ощущаются тишина и постоянное спокойствие. Даже не хочется вовлекаться в эти взбудораженные состояния.

Прекрасно. Старайся не терять из внимания тишину и покой, которые являются основой твоего восприятия. Что бы ни происходило, всё это происходит в восприятии на фоне бесконечного и бездонного покоя и тишины. Наблюдай эту тишину и покой вместе со всеми происходящими в них явлениями. Но поскольку наблюдать внешние явления ты уже привык, то теперь пробуй наблюдать пространство тишины и покоя, в котором возникают все эти явления. В действительности, тишина и покой представляют собой ОДНО целостное пространство Сознания.

Стараюсь. Только это наблюдение приходит с каким-то запаздыванием. Сначала какое-то явление (чаще, как мне кажется, несправедливое, или же просто негативное по отношению ко мне) втягивает в себя, а уж потом происходит некое понимание того, что это, всего лишь, некое явление, происходящее во мне. Различие только в более сильном втягивании, объекте с его характеристиками, и его взаимодействии со мной.

И ещё, очень мешает оценка происходящего! Например, вот если бы я был несколько другим, или, если бы поступил по-другому, то всё могло быть иначе. И так далее и тому подобное…

Оценка происходящего возникает оттого, что в сознании сформировалась привычка воспринимать себя и других в виде личности. Попробуй начать воспринимать всё безличностно, не с точки зрения того, что есть некий «я» и «все остальные», которые к этому «я» как-то относятся, и в ответ на это, «я» тоже как-то относится к ним. Начни видеть всё происходящее как то, что возникает и существует у Тебя в восприятии. Но у тебя не как у какого-то человека, а как у среды, являющейся самим восприятием. Попробуй перейти от личностного восприятия к безличностному или целостному восприятию.