Шаги к восстановлению целостного восприятия
Посоветуйте, пожалуйста, последовательную технику (подготовки) для правильного восприятия целостности или поделитесь, как Вы начинали в начале своего пути самопознания, с позиции текущего понимания. Тема скользкая для меня и слабоуловимая для многих.
Это очень хороший и верно поставленный вопрос.
Дело в том, что у каждого из нас свой жизненный путь. Все эти пути вышли из Одного и ведут к Одному. Поэтому совершенно неважно кто, как и каким путём шёл или идёт. Главное, что в действительности – никто и никуда не идёт, и пути никакого нет!
Когда приходит понимание этого, тогда и возникает, а точнее возвращается целостность восприятия. Как это происходило в моём случае, можно прочитать в книге «Дорожка судьбы», она полностью посвящена ответу на данный вопрос.
Относительно «последовательной техники подготовки для правильного восприятия целостности». Нет никакой техники. Если бы такая техника была, то все люди были бы давно просветлёнными, все, кто этого хочет.
Техники у меня никакой нет, но я попробую направить твоё внимание на некоторые вещи, которые могут помочь тебе в твоём поиске.
Начнём с того, что всё восприятие, какое есть – правильно. Не бывает неправильного восприятия. Восприятие такое, какое есть, оно абсолютно! Весь вопрос в том – что и как воспринимается? И главное, нужно понять – КТО воспринимает? Как только это понимание произойдёт, так целостность восприятия сразу же восстановится.
Поэтому, попробуй направить всё свое внимание на ТО, что в тебе воспринимает. Начни с направления внимания ровно в противоположную сторону от того, куда смотрят твои глаза. Ощути ТО, что видит. Кажется, что видят глаза, но сами глаза не видят, они смотрят. Что тогда видит? Видеть ведь можно и без глаз. Когда ты видишь возникающие в тебе мысли, или всплывающие у тебя в памяти образы, или видишь по ночам сны, ты же видишь всё это не глазами. А чем? ЧТО их видит? Обрати внимание на ТО, что всё это видит, на то, что видит сны, мысли, образы памяти и образы зрительные. ЧТО ЭТО? ЧТО ВИДИТ?
Затем, направь внимание на ТО, что слышит, но слышит без ушей. Для этого попробуй вспомнить какую-нибудь песню или мелодию. И обрати внимание на то, что ты слышишь её не ушами. А ЧЕМ? Вот на ТО, чем ты слышишь без ушей и обрати внимание. ЧТО ЭТО? ЧТО СЛЫШИТ?
Затем обрати внимание на ТО, что в тебе говорит. Кажется, что говорит рот. Но так ли это? Рот лишь издаёт звуки. Но говорить можно и с закрытым ртом. Попробуй поговорить сам с собой. Ты ведь это почти постоянно делаешь. Попробуй проделать это сейчас, только при этом обрати внимание на ТО, что говорит. ЧТО ЭТО? ЧТО ГОВОРИТ БЕЗ РТА?
Затем направь внимание на ТО, что чувствует. Для этого направь внимание на те части тела, которые ты не видишь глазами. На задницу, например, на которой ты в данный момент сидишь. Как, в виде чего ты её ощущаешь? Чем ты её чувствуешь? ЧТО ЭТО? ЧТО ЧУВСТВУЕТ?
Потом направь внимание на другие части тела и пронаблюдай - что их чувствует так, как чувствует? Почувствуй поочередно руки, ноги, голову, туловище. Затем почувствуй всё тело разом. Увидь, ощути ТО, что всё это чувствует. ЧТО ЭТО? ЧТО ВСЁ ЧУВСТВУЕТ?
Затем направь внимание на то, что создаёт и производит в тебе все совершаемые тобой движения. Пронаблюдай то, как все эти движения появляются, происходят и заканчиваются. Где, в каком пространстве всё это происходит? КТО СОЗДАЁТ ВСЕ ЭТИ ДВИЖЕНИЯ? Пронаблюдай все движения, начиная с более ярких и заметных, таких как движения рук, ног, головы и туловища, заканчивая более тонкими движениями, такими как дыхание, пульс, моргание глазами, поддержание равновесия и т.д. КТО СОЗДАЁТ ВСЕ ЭТИ ДВИЖЕНИЯ?
Затем направь внимание на ТО, что рождает в тебе мысли. Пронаблюдай, как это происходит. Как, где и откуда появляются все твои мысли? КТО их создаёт? КАК? КТО их наблюдает? ГДЕ находится то пространство, в котором все эти мысли возникают и пребывают? Имеет ли ОНО границы? Где находится ТО, ЧТО ЗА ВСЕМ ЭТИМ НАБЛЮДАЕТ?
Когда будешь всё это наблюдать, пронаблюдай следующее – что конкретно ты делаешь, для того, чтобы всё это происходило, и происходило именно так, как оно происходит? ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ ДЛЯ ЭТОГО ПРОИСХОДЯЩЕГО? Пронаблюдай – КТО ЯВЛЯЕТСЯ ДЕЛАТЕЛЕМ всех совершаемых тобой действий (движения, говорения, слушания, мышления, чувствования, направления внимания, и т.д.)? КТО ВСЁ ЭТО ДЕЛАЕТ?
Проделай все эти упражнения, только не торопись! В данном случае спешить никуда не надо. Времени всё равно нет, но, при этом – всему своё время! Наблюдай столько, сколько ощущаешь нужным, пока не произойдёт понимание того, чем озадачиваешься во время наблюдения.
Когда я предлагаю провести такое исследование, очень часто люди, вместо прямого исследования начинают описывать мысли, возникающие у них в уме по поводу этого. Таких мыслей может возникать огромное количество, и все они основаны на предположениях о том, что есть «я» и о том, что значит самоисследование. Каких только мыслей по этому поводу не возникает! Одни сравнивают себя с компьютером, а мир с процессором, другим кажется, что мы изучаем какое-то особое состояние сознания, для того чтобы им овладеть, некоторым кажется, что мы пытаемся найти какой-то особый вид кайфа под названием «вечный кайф» и потом постоянно пребывать в нём. Всё это, как говорится в народной поговорке – «и смех и грех». Но, что поделать, раз ум человеческий заполнен такими образами, а привычка постоянно наблюдать и переживать их, настолько сильна, что оторваться от неё самостоятельно не получается. Вот и приходится разбирать все эти «завалы» и «наброды ума» чтобы за ними можно было увидеть и осознать ТО, что является истинной природой человека.
Конечно, мы не изучаем никакие особые состояния сознания, и не ищем никакой «вечный кайф». Мы вообще ничего ищем и не изучаем. Мы беседуем о ПОНИМАНИИ. О том ПОНИМАНИИ, которое находится за пределами ума. Поэтому все сравнения, описания и предположения являются лишь образами, находящимися в индивидуальном уме. Всё это есть индивидуальные додумывания. Вместо прямого ви́дения, люди часто делают ставку на мысли, возникающие в них по поводу предложенного мною исследования. Но разве мысли могут служить критерием истинности, ясности и понимания? Ведь они же постоянно меняются! Какими бы правдоподобными они не казались, все они являются лишь отражениями реальной действительности и не могут быть истиной.
Если ты хочешь увидеть и понять ТО, что является неизменной реальностью, направь внимание прямо на НЕЁ. Не ищи ЕЁ в кривых отражениях, которыми являются мысли. Отражений много, а реальность ОДНА. Ищи ТО, что не является отражением, ищи ТО, что никогда не меняется. Если ты ощущаешь в себе стремление к пониманию, то тогда тебе вместо сравнений и умозаключений нужно направить внимание на прямое самоисследование. Только в результате полного самоисследования может возникнуть Истинное Понимание того что есть. Оно заключается в ясном видении и осознании того, что есть Я и что есть «всё остальное».
Я постоянно использую всё, что Вы мне советовали, и кое-что из того, что советовали не мне. На днях ощущал состояние гипермягкости и текучести. Очень необычное и лёгкое состояние, но при этом получил знак, что стремиться ни к чему не надо, что понимание придёт само, когда нужно. И это состояние прошло. Получается, что нельзя натянуть иголку на палец.
Да, именно так. Нельзя натянуть иголку на палец, так же, как нельзя натянуть образ на то, что образа не имеет.
Состояния в тебе могут возникать разные. Но какие бы они не возникали, не пытайся их удерживать и не пытайся за них держаться. Ни одно из всех возникающих в тебе состояний не является тобой. Именно поэтому не нужно стремиться к переживанию каких-то особых состояний. Вся жизнь есть переживание каких-то состояний, и каждое из них особое. Ты не есть состояния, ты есть ТО, в ком все эти состояния возникают, и ТО, что все эти состояния видит, ощущает и переживает.
Но стремления к чему-то могут в тебе возникать. Просто ощущай это, видь, наблюдай и осознавай. С этими стремлениями не надо ничего делать, они пройдут сами. Они или воплотятся в какое-то действие, или растворятся в момент осознанного наблюдения. Все возникающие в тебе стремления являются частью Единой Судьбы Вселенной.
В тебе, а вернее в той личности, которую ты воспринимаешь собой, равно как и в других личностях, периодически проявляются две крайности –умничание и отупение. Ни то, ни другое не есть ТЫ. Но при этом, пытаясь понять – кто ТЫ, ты попадаешь то в одну, то в другую крайность. Обрати на это внимание во время самоисследования.
То, что на самом деле есть ТЫ, находится за пределами этой и вообще любой, какой бы то ни было двойственности. Пока твоё внимание будет находиться то в умничании, то в отупении, то «условно посередине, частично там, частично там», осознания того, что есть ТЫ не будет. Чтобы извлечь или вывести внимание из этого, тебе нужно направить его на ТО пространство, в котором всё это возникает и на ТО, что всё это возникающее воспринимает. Направь внимание на прямое исследование того, что есть ТЫ, и тогда может произойти Истинное Понимание.