Практика невовлечённого наблюдения
Довольно часто, люди занимающиеся практикой самонаблюдения, сталкиваются со следующими трудностями:
Когда я начинаю наблюдать за мыслями, действиями, словами, то становлюсь заторможенным, для меня все события, происходящие с моим телом, становятся фоновыми. Из-за этого я очень плохо общаюсь с людьми, думается гораздо хуже, ум становится безразличным к происходящему, что не всегда оказывается к месту. С чем это связано? И может ли это со временем пройти?
Такая заторможенность происходит оттого, что наблюдение в данном случае происходит вовлечённое. Сознание, посредством внимания, вовлекается в происходящее, ощущая себя непосредственным участником этих событий, делателем выполняемых действий. Одновременно с этим, ты (как сознание), будучи делателем, пытаешься удержаться в состоянии стороннего наблюдателя. Это создаёт в тебе ощущение некой раздвоенности или разорванности, ощущаемой так же, как напряжённость или заторможенность.
Пробуй наблюдать невовлечённо, расслабленно, не стараясь для этого что-то специально делать. Наблюдение происходит всегда, только большинство людей обычно этого не замечают. И поэтому думают, что для наблюдения нужно что-то делать. И эти попытки делания наблюдения создают в сознании напряжение, сгущают его, образуя в нём уплотнения. Эти уплотнения и ощущаются как заторможенность или тупость.
Расслабься! Ощути в себе присутствие наблюдения и оставайся в этом ощущении. Ощущай это присутствие наблюдения постоянно во всём, что происходит с тобой. Не старайся что-либо делать для того, чтобы наблюдать, это так же легко, как видеть сны. Ты ведь когда видишь сны, не напрягаешься и ничего не делаешь для этого, сны естественно видятся или наблюдаются. Со всем остальным наблюдением точно так же.
Уделяй внимание всему, чему считаешь нужным и столько, сколько считаешь нужным, и одновременно с этим ощущай, что всё, что ты делаешь, всё, чему ты уделяешь внимание, наблюдается тобой. Именно это наблюдение и есть отстранённое или невовлечённое наблюдение. Тогда все твои дела будут делаться легко и свободно, так, будто ты вообще ничего не делаешь, как по щучьему велению, но по своему хотению. В действительности это очень легко, хотя первоначально требует приложения некоторых усилий.
Единственное, что может создавать трудности, это привычка вовлекаться вниманием в происходящее и терять в этом ощущение собственного присутствия, присутствия себя, как постоянно происходящего наблюдения. Для этого нужна некоторая практика. Эту практику я только что описал. Она проста и не требует для себя никаких усилий, только желание. Попробуй проделывать эту практику во время всех своих действий, во время всего, что с тобой происходит, и результат сам даст о себе знать.
Сначала эта практика может показаться несколько затруднительной, поскольку в процессе её выполнения будет происходить освобождение от старой привычки вовлекаться в происходящее, но постепенно эта практика станет привычной и естественной и, в какой-то момент, совсем перестанет существовать как практика. И тогда все выполняемые тобой действия будут ощущаться как естественные и спонтанные, и так же естественно и спонтанно они будут наблюдаться. Эту практику можно назвать практикой естественного или невовлечённого наблюдения.