Наблюдение за собой или – Кто является делателем всех моих действий?
Когда я начинаю наблюдать за действиями, за тем, как они происходят, появляется какое-то неприятное чувство, как будто я боюсь узнать себя, как нечто большее, чем этот персонаж. Это нормально?
Да, это нормально, ведь ты привык воспринимать себя в виде человека, а тут – НИЧЕГО. Это может быть настолько непривычно, что у некоторых людей вызывает чувство отторжения и нежелания больше смотреть в себя. Но это временное явление. Потом, для тебя ничего более приятного и более естественного не будет. В действительности, куда бы ни смотрел, ты везде смотришь только в себя, поскольку никого кроме ТЕБЯ нет.
Когда не наблюдаешь за собой, то всё происходит на автомате, импульс (мысль), действие. Но когда начинаешь наблюдать, то появляется возможность не реагировать на импульсы и мысли. Свобода это или нет, пока не понятно, ведь принятие решения о том, на что реагировать происходит само, даже когда приходят мысли «за и против», то это тоже происходит на автомате. Рассуждения об этом мало что дают. Иногда, пронаблюдав немного и увидев, что я не являюсь деятелем, всё равно остаются сомнения, и поэтому я пытаюсь рассуждать об этом, пытаюсь доказать это другим, и в первую очередь себе.
Всё происходит на автомате, это верно. Причём это происходит не только во время наблюдения, а всегда, просто обычно ты этого не видишь, поскольку не наблюдаешь. Но когда ты наблюдаешь за тем, как всё происходит, то ты видишь это, причём видишь не только своими глазами, но и своим естеством. И тебе волей – неволей приходится верить тому, что ты видишь. Так и возникает понимание, впрочем, как и непонимание. Ведь непонимание возникает тоже в результате наблюдения, но не внутреннего, естественного, а внешнего, производимого глазами.
Непонимание возникает в результате увлечения сознания наблюдением иллюзорных явлений. Но, как только фокус внимания от этой иллюзорности перетекает к действительности, к тому, как возникают и происходят действия, так сразу становится видно, что и как происходит в этой действительности. От этого прямого ви́дения непонимание растворяется, и на его месте вновь оказывается Чистое Понимание или Чистое Осознание, которое было и есть изначально. ОНО есть всегда, и кроме НЕГО ничего нет. ОНО есть прямо сейчас, ведь именно ОНО наблюдает, видит, понимает и осознаёт.
Предложенный мной эксперимент «Наблюдение за собой или – Кто является делателем всех моих действий?», который ты начал проделывать, даёт возможность убедиться в этом на собственном опыте. Он позволяет всё это ощутить, понять и осознать во время собственного проживания. Ты всё это проживаешь сам и в результате этого проживания ты обретаешь опыт, на основе которого в тебе и складывается действительное понимание, понимание, основанное не на прочитанном или услышанном, а на прожитом тобой. Только понимание, возникшее на основе собственного опыта, может являться истинным пониманием, поскольку является прямым ви́дением, пониманием и проживанием истины.
Ты пишешь: «когда начинаешь наблюдать, то появляется возможность не реагировать на импульсы и мысли. Свобода это или нет, пока не понятно». В действительности у тебя нет возможности реагировать или не реагировать на них. В результате возникновения некоторых импульсов действия происходят, а в результате некоторых не происходят. Так же и с реакциями на них. Всё зависит от силы возникающего импульса. Если силы в импульсе много, то действия случаются. Если мало, то действия не случаются, но могут возникнуть мысли по поводу этого не случившегося действия, как некая реакция на эти импульсы. Это может быть своего рода предпосылка к действиям.
Не пытайся найти свободу в каких-то действиях или в отсутствии каких-то действий. Она проявляет себя во всём. Ты сам есть СВОБОДА! И потому никогда не сможешь найти её где-то на стороне. Всё, что ты видишь и воспринимаешь – есть проявление СВОБОДЫ, но не сама свобода. Это как с пальцем. Когда ты смотришь на палец, то это именно палец. И хоть он и является частью тела, но всё же правильно будет назвать его не телом, а пальцем. То, что называется телом, является совокупностью всех его частей: рук, ног, головы, туловища, внутренних органов. Так и со СВОБОДОЙ. Всё что возникает в твоём восприятии, есть проявление самой СВОБОДЫ, но при этом, ни одно из этих проявлений не является самой СВОБОДОЙ.
Рассуждения об этом мало что дают. Ведь рассуждение – это не что иное, как вовлечение в мыслительный процесс, т.е. в процесс возникновения и протекания мыслей. Постарайся, насколько это возможно, не вовлекаться в мыслительную деятельность, а лишь наблюдать за ней, когда она возникает. Какие бы мысли не возникали, и какими бы они не казались правильными или неправильными, это всего лишь мысли. Это лишь отражения окружающего пространства в чистой воде.
Ты пишешь: «Иногда, пронаблюдав немного и увидев, что я не являюсь деятелем, всё равно остаются сомнения, и поэтому я пытаюсь рассуждать об этом, пытаюсь доказать это другим, и в первую очередь себе.». Не нужно никому и ничего доказывать, особенно себе. Просто наблюдай!
Если в результате твоего наблюдения полного понимания пока не возникло, то это значит, что ты пока ещё не всё пронаблюдал. Наблюдай дальше. Со временем твоё наблюдение углубится, и ты сможешь пронаблюдать все происходящие с тобой явления в полном объёме. Тогда и произойдёт Полное или Окончательное Понимание, а вместе с ним и Полное или Окончательное Освобождение. Пока твоего наблюдения оказалось недостаточно. Продолжай наблюдать дальше, ведь это же так интересно! Что может быть интереснее самонаблюдения?