КТО – Я? И КТО – НЕ Я?
КТО – Я? И КТО – НЕ Я? Такие вопросы обычно ставят перед собой люди занимающиеся самопознанием, а по ходу самоисследования, используемого в качестве инструмента самопознания, часто путаются в том, кто во всём этом существующем в восприятии многообразии действительно есть я, а кто не я. Попробуем разобраться в этом.
Всё, что ты наблюдаешь и ощущаешь, не может являться ТОБОЙ, поскольку Тобой наблюдается. Это не есть ТЫ! Ты есть ТО, что всё это наблюдает и ощущает. Всё, что возникает в твоём восприятии, можно смело отметать в сторону, как то, что не есть ТЫ.
Когда в тебе возникают какие бы то ни было видения и ощущения, попробуй озадачиться вопросом – Кто их воспринимает? Кто их видит или ощущает? Откуда, из какого места? Чем? Попробуй направить внимание на ощущение самого восприятия, как среды, в которой всё это находится. Затем, попробуй направить внимание на само внимание. Попробуй ощутить присутствие внимания во всём, что происходит с тобой, в том числе и во время всех твоих наблюдений. Ведь прежде, чем ты что-то начнёшь наблюдать или ощущать ты направляешь на это своё внимание. Но КТО стоит за вниманием? КТО ВНИМАЕТ? ТЫ есть ТО.
Что значит обратить внимание?
Нет ничего проще, чем обратить внимание! Ты постоянно это делаешь двадцать четыре часа в сутки. Всё, что происходит, воспринимается тобой благодаря тому, что находится в фокусе внимания. Ощути постоянное присутствие внимания. Заметь, как оно перетекает с одного предмета восприятия на другой, с одного состояния на другое, то на мысли, то на запахи, то на звуки, то на видимости, то на телесные ощущения.
После того, как обнаружишь постоянное присутствие внимания, попробуй ощутить ТО, откуда оно истекает. Ощути источник внимания.
Не пытайся давать названия всему тому, что будет происходить с тобой в ходе этого наблюдения. Не пытайся так же искать что-то знакомое или привычное. Ты не знаешь и не можешь знать, что тебя ожидает впереди. Поэтому ни к чему не готовься и ни на что не рассчитывай. Просто пробуй проделывать это раз за разом и больше ничего.
Как прийти к тому, чтобы не выпадать из состояния наблюдения?
Попробуй начать уделять осознанному наблюдению какое-то время, например, каждый вечер перед сном. Начни пронаблюдать свои действия. Как они происходят? Как выполняются тобой? Что является движущей силой всех этих действий? Что конкретно ты делаешь или сделал, чтобы они произошли, и произошли именно так, как произошли?
После этого пронаблюдай – как происходит твоё дыхание? Что ты делаешь, чтобы дышать? Откуда берётся сила, заставляющая тебя делать вдохи и выдохи в определённое время и делать их такими, как есть.
Затем, когда будешь ложиться спать, продолжай наблюдать дыхание, и вместе с этим наблюдай то, как начинает накатывать сон. Если твоё осознанное наблюдение растворится во сне, то, как только проснёшься, первое что сделай – начни наблюдать то, как происходит просыпание и вставание.
Так, постепенно ты можешь начать наблюдать всё, чем ты занят. Наблюдай за любыми делами, которые ты делаешь. Постепенно такая практика станет для тебя привычной, и ты будешь всё меньше и меньше выпадать из осознанного наблюдения. И тогда самонаблюдение будет происходить постоянно, а вместе с ним будет постоянно происходить и практика самоисследования.