Кем ты был до рождения? или Что остаётся после смерти?
Многих людей пугает страх смерти и оттого, они боятся проживать жизнь полноценно, наполнено. Они не знают, что ожидать от неё. Что там ждёт их впереди? Будут ли они как-то существовать в дальнейшем или нет? А если будут, то как, и в каком качестве? Но больше всего этих людей страшит мысль – а вдруг смерть, наступающая в конце жизни, это полный конец меня, и меня больше не будет? И, что самое страшное, так это полная неизвестность, когда, в какой момент это случится. Если у кого-то такие вопросы ни разу в жизни не возникали, то наверняка ещё возникнут.
Все известные религиозные учения говорят о том, что смерть не является окончанием существования. Существование продолжается и после смерти, но продолжается в ином виде или в ином качестве. Но как проверить это самому? Ведь как бы мы не верили словам, пусть даже произнесённым или написанным значимыми и многоуважаемыми для нас людьми, некоторое недоверие всё же может оставаться. А если остаётся хоть какая-то часть недоверия, то вместе с ним остаётся и всё неверие. И тогда страх смерти никуда не денется. Он будет одолевать человека по жизни, и будет мешать ему полноценно проживать жизнь. И, что самое страшное, будет мешать ему с достоинством и без всякого содрогания и сожаления принять смерть.
Кто бы и что бы ни говорил, но наиболее убедительным и однозначным доказательством любой теории всегда является собственный опыт. Чтобы получить такой опыт в данном вопросе можно провести следующие исследования, или эксперименты. Лучше всего эти эксперименты провести в той последовательности, в какой они представлены здесь.
Первый эксперимент.
«Кем я ощущаю себя, и чем я ощущаю своё тело?»
Большинство людей привыкли воспринимать себя в виде тела и потому, страх его разрушения и окончание его существования в результате умирания означает для них конец существования их самих. То, что человек является телом – в действительности есть иллюзия. Чтобы разветрить эту иллюзию попробуйте проделать следующее.
Создайте для себя спокойную и благоприятную для наблюдения обстановку. Лучше всего в этом случае лечь и полностью расслабиться. Данное исследование лучше начать с исследования телесных ощущений, поскольку обычно человек воспринимает себя в виде тела.
Итак, лягте, устройтесь поудобнее, закройте глаза и постарайтесь расслабиться как можно больше. После того, как вы хорошо расслабились, направьте внимание на телесные ощущения. Попробуйте направить на них своё внутреннее ви́дение, то, чем вы видите сны или воспоминания. Понаблюдайте некоторое время свои телесные ощущения. Затем, озадачьтесь вопросами – Чем, каким органом чувств я вижу или воспринимаю эти ощущения? Как, в виде чего выглядят или воспринимаются эти ощущения? Не правда ли, что они выглядят в виде неких сгустков неопределённой формы, висящих в пустоте.
Затем посмотрите в пространство окружающее ваши телесные ощущения. Что это за пространство? Где оно находится? Как оно выглядит? Имеет ли оно границы? Не правда ли, что это пространство безгранично. Оно не имеет ни формы, ни чего-либо ещё. Более подходящее название ему – пустота, бесконечная и бездонная пустота в которой висит нечто, что вы называете своими телесными ощущениями. Но ведь смотрите-то вы в себя! Значит, и пустота эта находится в вас. Можно сказать, что вы полностью состоите из этой пустоты, в которой находятся все возникающие в вас ощущения, в том числе и телесные. И значит, вы не так уж малы, как это казалось раньше, и далеко не так однозначно выглядите, как это представлялось вам раньше.
Чем теперь (во время этого наблюдения) являются для вас ощущения, которые вы называли телесными?
А теперь, продолжая пребывать в этом наблюдении, попробуйте ответить на вопросы: Что случится с этим пространством пустоты, когда в нём перестанут существовать сгустки, которые вы называете телесными ощущениями? Может ли с НИМ вообще что-нибудь случиться?
Второй эксперимент.
Кем я был до рождения?
Как и в первом эксперименте создайте для себя спокойную и благоприятную для наблюдения обстановку. Сядьте поудобнее или лягте и полностью расслабьтесь. Направьте внимание на то, как вы ощущаете себя. Не на то, как вы ощущаете тело, а именно СЕБЯ, того СЕБЯ, который чувствует это тело и проявляет себя через него.
Затем попробуйте вспомнить себя в более раннем возрасте. Попробуйте вспомнить не телесные ощущения, а именно СЕБЯ, того, кто воспринимал эти ощущения. Здесь некоторую роль играет ваш теперешний возраст. Если вам 40 – 50 или более лет, то вы можете вспомнить себя лет 10-15 назад. Если ваш возраст сейчас 20-30-40 лет, вы можете вспомнить себя 5-10 лет назад. Если вам меньше 20 лет вспомните себя 3-4 года назад. Сравните свои ощущения от восприятия СЕБЯ в том возрасте с ощущениями СЕБЯ в теперешнем возрасте. Есть ли разница?
Теперь вспомните СЕБЯ в ещё более раннем возрасте, скиньте себе ещё несколько лет. И снова сравните ощущения от восприятия СЕБЯ. А затем в ещё более раннем возрасте, и снова сравните эти ощущения. Затем попробуйте вспомнить себя в самом раннем возрасте, в том, в каком только сможете вспомнить. Сравните свои ощущения СЕБЯ в разных возрастах. Изменились ли они хоть как-то в течение всех этих возрастов?
Конечно, телесные ощущения у вас постоянно менялись, они не могут не меняться. С телесными ощущениями мы уже немного разобрались и выяснили, чем они для ВАС являются. Мысли в разное время у вас тоже менялись, цели, желания, мировоззрение у вас тоже менялись с годами. Но менялось ли само ощущение СЕБЯ, то, как вы внутренне себя ощущали и ощущаете? Увидьте, что, несмотря на прожитые годы ваше «внутреннее» самоощущение не менялось и не изменилось! Вы как не ощущали внутренне своего возраста, так и не ощущаете его. ТО, что ощущает, само по себе не меняется, меняется лишь то, что ощущается: телесные ощущения, мысли, образы, желания, стремления, переживания, привычки, мировоззрение и т.д.
А теперь придерживаясь этого неизменного самоощущения, ощущения СЕБЯ, вспомните – кем вы были до рождения?
Если у вас вдруг начнут возникать образы вашего утробного существования, можете вспомнить – кем вы были до зачатия вас родителями?
Не правда ли, что вы воспринимаете себя всё той же ПУСТОТОЙ, в которой находится сейчас то, что вы называете телесными ощущениями или просто телом?
Третий эксперимент.
Что остаётся после смерти?
Если два предыдущих эксперимента не создали в вашем сознании полного понимания того, кто или что есть ВЫ и не развеяли ваши страхи относительно того, что остаётся после смерти, попробуйте проделать ещё один эксперимент, который так и называется – Что остаётся после смерти?
Начните его с наблюдения ПУСТОТЫ, которую вы наблюдали в первых двух экспериментах. И, продолжая наблюдать эту ПУСТОТУ, задайте себе вопрос – Что остаётся после смерти?
Возможно, что вначале у вас начнут выскакивать готовые ответы в виде мыслей, такие как: Душа, Дух, Сознание, Разум, или что-то подобное. Но это всего лишь мысли, выраженные в словах. Не обращайте на них внимания. Попробуйте получить ответ в виде собственного опыта. В действительности, вы с абсолютной точностью знаете ответ на этот вопрос, только привычные представления о себе и о мире в виде образов и мыслей затмевают собой это Абсолютное Знание.
Попробуйте полностью отпустить своё внимание, и ни к чему не привязываться, ни к каким образам, и ни к каким мыслям. Пусть внимание течёт самопроизвольно в направлении ответа на данный вопрос – Что остаётся после смерти?
Наверняка у вас начнут возникать различные образы, не задерживайте на них внимание, идите дальше. Точнее не идите, а позвольте вниманию свободно течь дальше. Пусть оно течёт до тех пор, пока ему будет куда течь. Как только вы ощутите потерю внимания, оттого, что нечего будет внимать, останется лишь ТО, что внимает. Осознайте ЭТО. Это и есть ответ на данный вопрос.
Всё воспринимаемое, включая все чувства, мысли, образы и все телесные ощущения, воспринимается ЭТИМ, тем, что никогда не рождалось и никогда не умирает. Это и есть Основа человеческого существа и одновременно Основа всего, что есть. Это и есть ВЫ, или Я. Это ТО, что есть всегда независимо ни от чего. Про НЕГО нельзя сказать, что конкретно ОНО есть такое, можно лишь ощутить, что ОНО – ЕСТЬ.
Когда такой опыт самопознания происходит, страх смерти полностью растворяется и больше никогда не возникает, как не возникают и все остальные страхи и страдания. Вместо них возникает, а точнее восстанавливается ощущение бесконечного блаженного покоя и умиротворения, которое можно назвать восстановлением целостности и внутреннего равновесия.