Выражение сна во сне — есть проявление стабильного равновесия
В дзен-буддизме существует такое понятие как «сон во сне». По сути, оно означает вовлечённость сознания в восприятие проявленного мира. Весь проявленный мир есть сон. Осознание вовлечённости в восприятие этого сна есть пробуждение или освобождение от действия сна. Но само явление пробуждения есть не что иное, как проявление сна, поскольку является ви́дением и переживанием одного из событий сна именуемым пробуждение. И потому является выражением (выявлением) сна во сне. Эти два понятия – Сон во сне и Пробуждение как освобождение от действия сна, являются основополагающими понятиями в дзен буддизме.
Великий наставник дзен Догэн живший в начале 13 в.н.э. в трактате «Воспитание Совершенномудрых» объясняет эти понятия на примере простых весов. Он сравнивает сон во сне с действием весов. Простые весы выглядят так: к крюку горизонтально прикрепляется палка. С одной стороны, к палке прикрепляется груз, который нужно взвесить, а с другой, прикрепляются весовые гирьки, при помощи которых происходит взвешивание. Пока весы неуравновешенны, создаётся впечатление их нестабильности, шаткости и непрочности, но как только они приходят в равновесие, то сразу обретают прочность, выказывая, таким образом, свою истинную форму.
Вот как об этом пишет Догэн:
«Поскольку пробуждение обнаруживается в пробуждении, сон выражается во сне».
«Каждая капля росы, проявленная в каждом мире, есть сон. Сон этот есть сверкающая ясность сотни трав».
«Выражать сон во сне – во власти всех Будд. Все Будды суть ветер и дождь, вода и огонь. Мы почтительно сохраняем эти имена Будд, а также отдаём дань уважения именам других Будд».
«Пробормотать короткую фразу, выходящую за пределы знания и понимания – это выражение сна во сне. Поскольку выражение сна во сне – это тысяча глаз и рук бодхисаттвы Авалокитешвары, действующие множеством способов, сила ви́дения цветов и звуков, сила слышания цветов и звуков сохраняется полностью. Проявляющееся тело – это выражение сна во сне. Выражение снов и мириады аспектов Дхармы есть выражение сна во сне. Схватывание и освобождение – это выражение сна во сне. Непосредственное указание есть выражение сна; попадание в цель есть выражение сна.
Схватываете вы или отпускаете – необходимо изучать действие простых весов.
Как только вы поймёте, как они действуют, мера унций и фунтов прояснится, и они выразят сон во сне. Без знания унций и фунтов, без достижения равновесия, воплощение точки равновесия невозможно. Когда вы приведёте весы в равновесие, вы увидите точку. Достижение равновесия не зависит от взвешиваемых предметов, от весов, от процесса взвешивания; оно опирается на пустоту. Таким образом, поймите, что без достижения равновесия невозможно испытать цельность. Будучи подвешенным в пустоте, выражение сна во сне позволяет всем объектам свободно плыть в пустоте. В пустоте проявляется стабильное равновесие. Стабильное равновесие – великий путь весов. Подвешивая пустоту и подвешивая объекты, в качестве пустоты или в качестве форм, выражение сна во сне воссоединится с установленным равновесием.
Нет никакого другого освобождения, кроме выражения сна во сне. Сон – это вся великая земля; вся великая земля прочна и устойчива. Поэтому неистощимость поворачивания головы и «шевеление мозгами» (реализация свободы) есть просто ваше собственное пробуждение от сна во сне – отождествление со сном во сне и воплощение сна во сне».
«Пробуждение и сон с самого начала суть одна таковость, истинная реальность».
(Догэн «Путь к пробуждению» Главные сочинения наставника Догэна. Изд. Евразия, Санкт-Петербург, 2001г.)
Такое объяснение Догэна является, на мой взгляд, прекрасной иллюстрацией к теме нашего разговора о Мире, Ладе, Покое и Равновесии.