17. Восстановление целостного восприятия или преодоление ограниченности привычного наблюдения

Когда вы действительно исследуете то, что вы наблюдаете, то вы очень скоро начинаете понимать, что всегда смотрите только в себя и наблюдаете только себя. А всё, что принято называть внешним и внутренним миром есть всего лишь набор различных ощущений, возникающих в вас.

Чаще всего люди увлечены зрительными наблюдениями, то есть наблюдениями зрительных образов. Это далеко не полное наблюдение, это всего лишь зрительные ощущения, которые получают через глаза. Люди видят эти образы и считают, что мир так и выглядит. Но если вы закроете глаза, зрительные ощущения тоже прикроются, что тогда останется? Что ещё существует, кроме этого? Разве мир заканчивается с закрыванием глаз? Нет. Вы слышите, вы чувствуете запахи, вы воспринимаете через телесные ощущения какие-то вещи, теплоту, холод и много чего ещё. Как правило, большинство людей исключают всё это из своего наблюдения, будто бы этого нет. Но ведь, кроме этого, есть и ещё нечто, в чём всё это находится, – эта Великая Пустота, которая охватывает собой все ощущения, включая зрительные. Обычных ощущений несоизмеримо мало в сравнении с этой Великой Всеобъемлющей Пустотой.

Если вы закроете глаза и обратите внимание на слух, то заметите, что звуков не так уж и много в сравнении с тишиной, которая их охватывает. Тишины несоизмеримо больше – ведь все эти звуки рождаются в тишине. Даже если их много и их интенсивность велика, тишины намного больше. И если вы будете обращать внимание на присутствующую сейчас тишину в тот момент, когда есть звуки, прямо сейчас, вы будете видеть своим внутренним взором бесконечно огромное пространство тишины и некоторое количество звуков. Причём звуки сразу обретают объёмность.

Если вы обратите внимание на запахи, на то, как вы воспринимаете мир через запахи, то когда воздух свежий, вы практически ничего не ощущаете, но если есть какие-то запахи, вы будете их ощущать. И даже когда воздух свежий, вы можете ощущать присутствие некой свежести, ну а кроме неё – безграничное беззапаховое пространство, пространство, не имеющее никакого запаха вообще. Вот даже сейчас вы чувствуете запах? Можете закрыть глаза, расслабиться и почувствовать запах. Какой-то запах есть, но при этом есть ощущение, что, кроме него, есть безграничный простор пустоты, которая не имеет запаха. Ощущаете? Это ТО, где рождаются все запахи. Это ТО, где они находятся. Это пространство безгранично, не имеет ни формы, ни запаха, ни звука, ни цвета, ни какого-либо вида вообще, ничего, и ОНО бесконечно.

Точно так же, если вы закроете глаза и перестанете слушать и нюхать, вы можете ощутить различные телесные ощущения: тепло, холод, мягкость, твёрдость. Например, сидите на чем-то мягком, касаетесь чего-то твёрдого, ощущаете тепло или прохладу, а кроме этого, в разных частях тела ещё возникают различные ощущения. Всё это мы называем телесными ощущениями. Если вы обратите на них внимание, то можете увидеть своим внутренним взором, что это всего лишь некие сгустки, пребывающие в бескрайней Пустоте.

И это далеко не всё, что вообще можно увидеть. Мир, во всей своей полноте, выглядит далеко не так, как мы привыкли его видеть, наблюдая привычным образом через глаза, уши, нос, рот и другие органы восприятия. Наблюдая мир через глаза, что мы видим? Лишь часть видимого мира. А всё остальное? А когда наблюдаем мир через запахи? То же самое! Но ведь это всего лишь маленькая часть, а всё остальное как? Разве всего остального нет? А где тогда находятся все эти запахи? Все телесные ощущения? Все звуки? Все зрительные образы? Куда делась вся эта Великая Пустота, рождающая и поддерживающая всё это в себе? Разве ОНА куда-то пропала? НЕТ! Просто мы со временем перестали ЕЁ видеть и замечать. Именно эта привычка не замечать главного, основы, создаёт урезанность и ограниченность нашего восприятия. Но когда при помощи самоисследования вы начинаете видеть всё как есть, когда вы видите и воспринимаете, кроме привычных образов восприятия (телесных, зрительных, слуховых, запаховых и других ощущений), ещё и ТО, где они все находятся и благодаря чему вы их воспринимаете и ощущаете, тогда происходит восстановление целостного ви́дения и восприятия.

Конечно, всё это лишь слова и без собственного опыта они мало что значат, но вы всегда можете их проверить, обратив внимание на то, что скрывается за ними, проделав те простые наблюдения, о которых здесь говорится. Целостное восприятие действительно гораздо более полное, нежели обычное, ограниченное. И если всё остальное (что мы по привычке исключаем из восприятия) из восприятия не исключать, то восприятие восстанавливается или исцеляется. Оно ведь никогда не теряется, оно всегда было и остаётся цельным! И та Основа, которую мы привыкли не замечать, считая, что её попросту нет, тоже никогда не теряется. Она всегда есть. Более того – как раз Она-то всегда и есть, Она всегда неизменна. Весь этот мир, состоящий из ощущений, возникающих в нас, постоянно меняется, поскольку сами эти ощущения постоянно меняются. Но ТО, что является их Основой и средой их существования, всегда неизменно. Оно присутствует всегда, каждый миг и целую вечность. Оно никогда не теряется. Оно всегда здесь и сейчас. У Него нет какого-то специального места нахождения, Оно есть везде и нигде. Его не надо искать, Оно ни от кого не прячется и ни от чего не зависит. Оно никак не выглядит, и ему ничего не надо. Ему ничего не надо делать, чтобы быть. Оно просто есть и есть всегда. Это Неизменная Основа всего существования.

Если вы начнёте проделывать описанные здесь опыты самонаблюдения, то очень скоро обнаружите, что Оно действительно есть, и есть как основа всего существования, включая и вас самих. Это именно Оно всё видит, делает и ощущает, не делая при этом ничего. Оно ничего не делает, чтобы в Нём все эти ощущения (воспринимаемые как мир) возникали и существовали. Они возникают в Нём самопроизвольно и самопроизвольно поддерживаются в Нём. Оно просто есть. Оно присутствует в акте собственного творения – проявления – растворения, наполняя весь этот акт – мир – Собой, Своим присутствием, Своим восприятием, Своим сознанием, Своей естьностью.

Если пребывать в таком видении постоянно, привычка прежнего ограниченного восприятия полностью пропадёт, а вместе с ней пропадут и все страдания, возникшие в результате этой привычки. Нет никакого другого освобождения, кроме освобождения от ограниченного восприятия, возникшего в результате вовлечения внимания в самопроизвольную игру сознания.