10. Осознание внимания и наблюдения

В предыдущей главе мы выяснили, что нет никакого другого инструмента для исследования, кроме наблюдения, которое происходит посредством внимания. Также мы выяснили, что внимание, хоть и присутствует всегда в восприятии, но не всегда осознаётся. В этой главе мы попробуем разобраться в том, как осознать внимание и наблюдение и как сделать так, чтобы эта осознанность не терялась.

Здесь мы опять натыкаемся на парадокс, который заключается в том, что наблюдение, как и внимание, нечем исследовать, поскольку всё исследуется самим вниманием. Но дело в том, что наблюдение, включая внимание, происходит в сознании, которое как необъятная среда охватывает собой весь процесс наблюдения, включая внимание. Именно сознание всё и осознаёт, поскольку основой сознания является чистая ОСОЗНАННОСТЬ. Это именно сознание всё внимает, видит, наблюдает и осознаёт, и именно им можно ощутить, а затем и осознать присутствие внимания и наблюдения. Это и есть осознанное наблюдение, когда ты осознаёшь присутствие наблюдения в себе.

На самом деле осознание происходит всегда. Нет ни одного момента, когда бы осознание отсутствовало. Так же как нельзя сказать, что хоть когда-то внимание отсутствует или наблюдение отсутствует. Осознание есть всегда. Но, так же как с вниманием и наблюдением, вопрос заключается в том, что осознаётся? На что направлено осознание?

Осознание точно так же тесно связано с вниманием и наблюдением: «Это стол, а это стул, это пол, это стена, а там потолок». Всё, что ты наблюдаешь, осознаётся. Точнее говоря, осознаётся именно то, что находится в фокусе твоего внимания, в фокусе твоего наблюдения.

Задачей в данном случае является осознание самого по себе наблюдения, осознание его присутствия в себе, в своём сознании. Дело в том, что фокус твоего осознавания может находиться не только в фокусе внимания, направленного на какой-то объект, а может одновременно растечься по всему вниманию целиком. Наблюдение как явление включает в себя (условно говоря) три части. Первая – это наблюдающий (кто наблюдает), вторая – наблюдаемое (что наблюдается) и третья – сам процесс наблюдения (взаимодействие между наблюдающим и наблюдаемым). Иначе говоря, у наблюдения есть два конца – наблюдающий и наблюдаемое. У подавляющего числа людей осознавание (так же как и внимание) направлено только на один конец – на наблюдаемое. И хотя внимание и наблюдение происходят постоянно, пока осознавание будет находиться только на одном конце внимания, на объекте восприятия, наблюдение будет не целостным, а значит – неосознанным.

Для того чтобы восстановить в сознании целостность наблюдения, нужно осознать всё наблюдение (включая внимание) целиком. Попробуйте направить внимание не только на дальний конец (на котором находится объект внимания), но ещё и на ближний – на наблюдающего. Осознайте наблюдающего, а вместе с ним – весь процесс наблюдения в целом.

На самом деле это не так уж сложно. На реку же можно смотреть в оба конца – как вверх по течению, так и вниз. Рыба тоже может плыть по реке как вверх по течению, так и вниз. Так же и осознавание может растекаться по всему течению внимания в оба конца. Палка всегда имеет два конца. Но ты, когда держишь её в руках, ближний к себе конец обычно не замечаешь, потому что он у тебя в руках, ты смотришь только на дальний конец. Для наглядности можешь взять в руку палку или любой другой длинный предмет и протечь по нему вниманием от дальнего конца к ближнему. А затем проделай это же самое с вниманием. Посмотри на какой-нибудь объект, ощути присутствие наблюдения в виде луча внимания, а затем медленно пройди вниманием по этому лучу, не теряя из внимания наблюдаемый объект. Задача – пройти вниманием от объекта восприятия туда, откуда исходит луч внимания, к самому источнику внимания, наблюдения и восприятия.

Сначала может показаться, что такое упражнение сделать невозможно. Разве можно пройти вниманием по самому же вниманию да ещё и погрузиться им в источник внимания? Бред какой-то! Но если ты начнёшь пробовать, то очень быстро поймёшь, что это не так уж и невозможно, а вполне даже реально. Если ты раз за разом неотступно будешь выполнять это упражнение, то в какой-то момент может произойти осознание того, что есть такое внимание и наблюдение.

Осознание – это объединение сознания. Сознание всегда целостно, но в восприятии оно ощущается дробным, как два конца внимания. Вот и задача – осознать, восстановить целостность внимания, наблюдения и сознания. При помощи чего? Да при помощи самого же сознания, при помощи самого же внимания, при помощи самого же наблюдения. Ощути себя – того, кто внимает, ведь ТЫ же всё внимаешь, а не кто-то другой. И если нет этого ВНИМАЮЩЕГО, то не будет и никакого внимания, наблюдения и осознания. Пока в тебе нет ощущения присутствия СЕБЯ, того, КТО внимает и наблюдает, не будет происходить осознания всей целостности восприятия. Попробуй ощутить, что это именно Я всё ощущает, именно Я всё наблюдает, именно Я всё осознаёт.

Попробуй во время своего исследования, наблюдения или внимания ощутить –кто внимает? Кто наблюдает? И тогда, при помощи этого инструмента (самоощущения СЕБЯ), который даже инструментом нельзя назвать, можно ощутить присутствие наблюдения. И именно благодаря ЕМУ может произойти осознание всего, что наблюдается. У тебя нет никакого другого инструмента или способа исследования и осознания наблюдения, кроме самого СЕБЯ, который есть Чистое Сознание.

Раз такая задача есть и она ощущается важной, попробуй направить внимание на решение этой задачи. Попытайся ощутить то, как в тебе происходит наблюдение. Оно ведь происходит в тебе, ТЫ ведь наблюдаешь.

Для такого исследования можно взять любое наблюдение. Вот, к примеру, наблюдается у меня сейчас кружка, стоящая передо мной на столе. Я ощущаю, как моё внимание на неё нацелено, как течёт туда моё наблюдение. И я по этому лучу внимания, по этому лучу наблюдения, частью своего внимания (сознания) теку назад, туда, откуда происходит наблюдение этой кружки, пытаясь охватить оба конца внимания. Так я могу ощутить всю целостность этого процесса, начиная от того конца, до этого. Попробуй в любых вещах, происходящих с тобой, – во всём, что находится в твоём восприятии, во всём, что находится в фокусе твоего внимания, во всём, что тобой наблюдается, – ощущать оба конца внимания. Ты можешь ощутить этот (ближний) конец только по происходящему в тебе процессу наблюдения, по происходящему вниманию. Вот такая предстоит задача. И хотя на первый взгляд она кажется невыполнимой или трудновыполнимой, на самом деле она не такая уж трудная. Главное в этом – старание и неотступность.