16. Исследование телесных ощущений и органов восприятия или что я знаю о себе?

Знающий человек – это тот, в котором произошло осознание и понимание того, что есть и как есть, и который постоянно пребывает в этом осознании. Для него смерти нет, есть только естьность, которая существует вечно. Для человека, познавшего Бога, нет ничего, кроме Бога, который существует вечно, и для него также нет никакой смерти. Смерть таких людей не страшит, и они не испытывают страданий в сам момент умирания. Переживать все возникающие в них ощущения они, конечно, будут, и так, как это будет переживаться в их случае. Приятные ощущения будут переживаться как приятные, а неприятные ощущения будут переживаться как неприятные, но страданий по этому поводу у них не будет. Страх смерти, который является для подавляющего большинства людей самым сильным страхом, в их случае будет отсутствовать. Этот страх растворяется вместе с другими непониманиями, его больше нет, есть понимание того, что смерти не существует, так же как и рождения.

Страх смерти является одним из самых мощных страхов, создающих в сознании людей не только основу для страданий, но и сами страдания. Чтобы от этого страха освободиться, его необходимо исследовать. Как он исследуется?

Вот, к примеру, одно из таких исследований, которое можно назвать «Что остаётся после смерти?» Вы начинаете исследовать себя, озадачиваясь вопросами – умираю ли я насовсем? И если нет, то что остаётся после смерти? Начинаем по этому поводу размышлять и одновременно наблюдать то, о чём размышляем, постепенно переходя к чистому наблюдению без размышления.

Тело, конечно, не остаётся, но с другой стороны: я – это тело или нет? Похоже, что нет. У нас даже в языке заложено: тело моё, душа моя, дух мой, ум мой, сознание моё, жизнь моя, мир мой. Именно так это и ощущается – тело моё, оно мне принадлежит, я его использую во всех своих делах, которыми бываю занят. Душа тоже моя, я её ощущаю, когда мне бывает хорошо или плохо. Дух тоже мой, я его чувствую, когда ощущаю подъём или упадок сил, когда преодолеваю какие-то трудности. Ум тоже мой, я им пользуюсь в решении разных задач. Сознание я тоже ощущаю своим, я воспринимаю его как бесконечную прозрачную среду, подобную небу, в которой возникают разные состояния, обычно называемые состояниями сознания. Жизнь я тоже ощущаю своей, поскольку моя жизнь явно отличается от чьей-то другой жизни, жизни другого человека или животного. И мир я тоже ощущаю своим, поскольку в моём восприятии он явно отличается от мира, находящегося в восприятии всех остальных людей и живых существ. А раз это так, значит, я больше чем тело, душа, дух, ум, сознание, жизнь и мир. Это также означает, что я не есть тело, не есть душа, не есть дух, не есть ум, не есть сознание, не есть жизнь и не есть мир. Ведь если это всё моё и оно находится во мне, то как я могу быть этим? Никак не могу. Я больше всего этого, всё это находится во мне, я это вижу, чувствую, ощущаю и выражаю в словах. Тело – моё, душа – моя, дух – мой, ум – мой, сознание – моё, жизнь – моя и мир – тоже мой. И хотя мир, жизнь и сознание видятся и ощущаются настолько огромными, что кажется, не имеют границ, при этом я точно знаю, что это всё моё и находится во мне. А я, получается, гораздо больше всего этого, поскольку содержу всё это в себе.

Далее я начинаю исследовать всё это, наблюдать. Сначала наблюдаю то, что стоит за этими словами или понятиями языка.

Что такое тело? Из школьной программы и последующего обучения в вузах я знаю, что тело – это сложно и тонко устроенный организм, а по сути – сгусток материи, состоящий из множества различных тканей, составных элементов и наполненный физическими, химическими и психическими реакциями. Это вкратце. Но даже в более развёрнутом виде этого знания для полноценного исследования того, что такое тело, будет маловато. Сюда явно нужно добавить мои собственные знания о нём, которые являются моим собственным, субъективным опытом. Как я сам его воспринимаю? Как я его вижу? Как я его чувствую?

Итак, я смотрю на своё тело и вижу – это образ определённой формы, имеющий определённый окрас и пребывающий постоянно в движении. Но чем это отличается от всех остальных предметов, которые я вижу, помимо тела? К примеру, смотрю я сейчас на монитор, клавиатуру, стол, стену, кружку с водой, окно, природу за окном – и что? Всё это такие же образы, что и образ моего тела, которые имеют свои формы, свои цвета и так же пребывают в движении. Более того, все эти вещи так же имеют свой состав и наполнены физическими, химическими, а порой и психическими реакциями. В чём разница между моим телом и всеми остальными предметами, которые я наблюдаю через глаза? В общем-то, никакой особой разницы нет, это такой же предмет, как и все остальные предметы видимого мною мира.

И всё-таки разница есть: кроме зрения, тело своё я ещё как-то чувствую и ощущаю. Для меня это не просто образ, картинка: это живая картинка, наполненная чувствами и ощущениями, которые я считаю своими. Но и другие предметы я тоже как-то чувствую и ощущаю, и эти чувства и ощущения я также считаю своими. Когда я вижу лампу, то это видение я считаю своим. И когда я чувствую какой-то запах или вкус, то тоже считаю их своими. Тогда в чём разница? Для этого надо пронаблюдать свои чувства и ощущения тела. Как я чувствую и ощущаю своё тело?

Я направляю внимание на свои телесные ощущения и начинаю их наблюдать. Глаза я закрываю, чтобы они не отвлекали меня своими зрительными образами, и озадачиваюсь вопросом – как я чувствую или ощущаю своё тело? Я начинаю прислушиваться и присматриваться (внутренним взором) к своим телесным ощущениям. Я ощущаю тело в виде набора различных ощущений и наблюдаю их своим внутренним взглядом. Если я начинаю двигаться или касаться чего-то телом, то эти ощущения меняются.

Я вижу (своим внутренним видением) эти ощущения как некие сгустки в пространстве необъятной пустоты. Чем ближе я приближаюсь вниманием к самому ощущению, тем гуще и ярче оно становится и тем интенсивнее оно начинает восприниматься. Когда я перестаю удерживать и концентрировать на нём внимание, яркость и плотность его уменьшаются, а само ощущение воспринимается менее интенсивно. Так происходит с любым телесным ощущением, на которое я направляю своё внимание.

Я замечаю, что все эти ощущения я всегда наблюдаю откуда-то со стороны. Значит, я никак не могу ими являться. Они для меня являются посторонними объектами.

Затем я начинаю смотреть, что находится вокруг этих плотностей-ощущений, и вижу, что вокруг них находится некая пустота. Все мои телесные ощущения висят как некие плотности в бескрайнем просторе пустоты. Чем дальше моё внимание отходит от этих ощущений, тем это пространство становится тоньше и разреженней, а чем ближе к ощущениям, тем пространство пустоты становится более сгущённым и более плотным. Сами эти ощущения есть уплотнённая или сгущённая пустота, окружающая их. Это то же самое пространство, только уплотнившееся посредством некоего стягивания. Нечто стягивает, уплотняя, таким образом, пространство пустоты, создавая в нём ощущения, которые я воспринимаю как телесные. Я замечаю, что и пространство, в котором находятся все мои телесные ощущения, я тоже наблюдаю со стороны. Значит, я не есть это пространство. Это пространство находится во мне (ведь смотрю-то я в себя), и все телесные ощущения тоже находятся во мне, внутри этого пространства. Значит, тело во мне воспринимается лишь как набор неких ощущений, сгустков, висящих в пустоте разлитого внутри меня бесконечного пространства.

А что это за пространство такое? Ранее мы уже выяснили, что это пространство восприятия. Но видится и воспринимается оно как пустота разной прозрачности и плотности. Чем ближе к сгусткам ощущений, тем прозрачность уменьшается, а плотность увеличивается. А чем дальше от них, тем прозрачность увеличивается, а плотность уменьшается.

Исследую дальше. Эта пустота имеет какое-то отношение ко мне? Наблюдаю. С одной стороны, получается, что вся эта пустота разлита во мне. А с другой, если я отрываю глаза, то вижу, что и снаружи меня (а точнее, моего тела) тоже разлита такая же пустота, в которой находятся разные объекты. Эти объекты являются для меня зрительными ощущениями. Получается, что любые – как внешние (по отношению к телу), так и внутренние – ощущения находятся в бесконечном пространстве пустоты. И границ между внутренней и внешней пустотой я не нахожу и не ощущаю. На мой взгляд, это одна пустота, содержащая в себе все существующие ощущения, и разделение её на внешнюю и внутреннюю только условное. Внешней она оказывается только для зрительных ощущений, а внутренней – для всех остальных. Но в действительности она никак не разделяется. А я наблюдаю эту пустоту всегда со стороны.

Дальше исследую. Наблюдаю телесные ощущения. Я вижу, что все мои ощущения, которые я воспринимаю как телесные, на самом деле являются ничем иным, как сгущением этого пространства пустоты, поскольку ничего другого внутри себя, кроме этой пустоты разной плотности и прозрачности, я не вижу, не чувствую и не нахожу. И чем ближе к центру ощущения, тем сгущённость окружающей среды увеличивается, а само ощущение усиливается, и наоборот. Получается, что это пространство пустоты, сгущаясь посредством присутствующих в нём движений, создаёт такие ощущения, которые я воспринимаю как ощущения своего тела.

А чем я воспринимаю эти ощущения? Какими органами чувств? Ведь это всё происходит внутри меня. Если я всё это внутри себя вижу в виде неких ощущений, то чем я их тогда воспринимаю? Чем я их чувствую? Я пытаюсь глубже проникнуть своим вниманием в исследуемые явления и продолжаю наблюдение дальше. Я наблюдаю эти ощущения. И замечаю, что происходит большее расслабление, большее успокоение. Оказывается, чем глубже происходит созерцание, тем больше сознание успокаивается, а тело больше расслабляется. Наступает покой. То есть среда, которую я наблюдаю, при глубоком погружении в неё своим вниманием успокаивается и становится всё тоньше. И я понимаю, что вся эта среда сама по себе есть восприятие. И это именно оно, сгущаясь, создаёт во мне такие ощущения. И воспринимаю я все эти ощущения той же самой средой восприятия, т.е. самой же пустотой. Сама эта пустота создаёт в себе такие ощущения. А я их только наблюдаю, воспринимаю и приписываю себе, называя их своими. Тогда получается, что я, разлитый везде (как внутри, так и снаружи) в виде этой самовоспринимающей пустоты, ощущаю своё тело в виде сгустившихся комков, висящих в этой пустоте. Интересно получается.

Проверяю себя многократно – и раз за разом во всём наблюдаю эту пустоту, и ничего больше. Я наблюдаю, как она сгущается то больше, то меньше, приобретая разные формы, и как разные движения проходят внутри неё, создавая в ней разные ощущения, которые я воспринимаю как свои. Да, всё действительно так. Есть более плотные, менее плотные ощущения, но все они есть только сама пустота, которая сама же себя и ощущает. Эта пустота есть сознание, а область, в которой разлиты все ощущения, называется восприятием. Восприятие – это тоже сознание, но более плотное. Это сравнимо с атмосферой, имеющей разные слои и плотности.

И куда бы я ни посмотрел – как глазами, так и внутренним взором – я нигде не вижу и не ощущаю границ этого сознания. Но при этом я вижу его со стороны, и значит, оно для меня постороннее, т.е. не я. С одной стороны, эта пустота (сознание), будучи восприятием, сама создаёт в себе ощущения посредством возникающих в ней движений и сама же их воспринимает, хотя вроде как всё это воспринимается мной. Но с другой стороны, в этом восприятии есть чистое наблюдение, которое всё это наблюдает – наблюдает саму среду восприятия и наблюдает все возникающие в ней ощущения. И это – ТО, что наблюдает, я ощущаю собой, ведь наблюдаю всё это именно я, а не кто-то другой.

Продолжаю исследование тела. Пока я пронаблюдал только телесные и зрительные ощущения. Но я же ещё и слышу, и говорю. И это тоже относится к телесным проявлениям. Их тоже надо исследовать. Вот я начинаю сейчас что-то говорить, совершенно неважно, что, например, бу-бу-бу, бла-бла-бла, ха-ха-ха. И наблюдаю – что такое для меня этот звук? Чем и как я его слышу? Что есть такое слышание?

Я направляю своё внимание на возникающие во мне звуки и вижу (своим внутренним видением), что есть опять эта же пустота чистого восприятия, в которой возникают некие вибрации, и эти вибрации есть то, что я называю звуками. Получается, что вибрация – это сотрясание (или волнование) этой же пустоты восприятия в результате возникающих в ней движений. Пустота приходит в волнение и начинает вибрировать, создавая ощущение некоего звука. Если тело видится и ощущается в виде набора сгустков, то звук видится и ощущается в виде неких вибраций. Эта пустота начинает вибрировать и создаёт звук. И это всё та же пустота восприятия, в которой находятся все телесные и зрительные ощущения. А я всё так же наблюдаю это со стороны, оставаясь не затронутым этими ощущениями.

Идём дальше. Кроме слуха, голоса, телесных и зрительных ощущений в нас присутствуют ещё и обонятельные (запаховые) ощущения. Хорошо, исследуем, что такое запах. Вдыхаю поглубже и прислушиваюсь к запахам. Ярких запахов нет. Тогда я нюхаю что-то, что явно издаёт какой-нибудь запах. Далеко ходить не надо. Вот, к примеру, ладони. Если их хорошенько потереть друг о друга, то они начнут издавать запах. Этого вполне достаточно для данного исследования. Я направляю внимание к тому, что я ощущаю как запах, и наблюдаю эти ощущения, озадачиваясь вопросом – что это такое, запах? И вижу своим внутренним видением, что есть всё та же пустота, в которой присутствуют мельчайшие колебания неких маленьких частиц или уплотнений самой этой пустоты. Эта всё та же пустота, и в ней присутствуют мельчайшие частицы ощущений, которые мы называем запахами. Если понюхать разные вещи и предметы, то мы увидим, что запахи, так же как и все остальные ощущения, имеют свои плотности. Поэтому мы говорим: запах густой, плотный или же разреженный, лёгкий и тонкий. При густом запахе частицы восприятия сильнее сгущаются, их больше, и они находятся ближе друг к другу, нежели при лёгком, разреженном запахе. И если их много, мы называем такой запах сильным или концентрированным. Если этих частиц меньше и они разреженные, нам этот запах кажется более лёгким, тонким. Плотность его вибрирующих частиц на тот же объём пространства восприятия меньше. Но это всё то же пространство пустоты чистого восприятия, что и во всех остальных случаях исследования ощущений.

И сколько я в себя ни смотрю, я вижу там только пустоту, которая всё воспринимает. Воспринимает тело в виде сгустков, воспринимает запахи в виде неких мелких вибрирующих частиц, звук в виде более крупных вибраций, нежели запахи. Все ощущения во мне выглядят в виде различных вибраций этого пространства пустоты.

Теперь исследуем вкус. Что это такое? Для этого начните что-нибудь есть, а сами наблюдайте за ощущениями, которые мы называем вкусовыми. Всё наблюдение происходит так же, как и во всех предыдущих случаях. Вот я, к примеру, ем сейчас яблоко и наблюдаю, какие вкусовые ощущения во мне возникают. Как они выглядят в свете моего внутреннего видения? Первое, что я замечаю, это ощущения плотности во рту. Это и понятно, яблоко плотное и потому при взаимодействии с ротовой полостью создаёт ощущение плотности. Конечно, одновременно со вкусом мы ощущаем ещё и телесные ощущения рта. Но постарайтесь отделить эти ощущения от ощущений вкуса и перейти от наблюдения ощущений сгустков плотности к самому вкусу.

Конечно, тут могут возникнуть некоторые трудности, поскольку в обыденной жизни мало кто наблюдает за тем, как и в виде чего он воспринимает вкус. То же касается и исследования запахов, звуков и других тонких телесных ощущений. Но ничего, это не так уж трудно, как кажется вначале. Немного потренировавшись, все эти наблюдения будут получаться у вас довольно легко. Главное – стараться и не отступать от начатого, а всё остальное придёт своевременно.

Итак, продолжаем исследовать вкус. Как я вижу вкус? Вкусовые ощущения в целом похожи на запаховые и слуховые, но они несколько другого характера. Вкусовые ощущения тоже выглядят в виде мелких частиц, но плотности и вибрации их больше, чем у запаховых ощущений. Если запах соединить со звуком, то получится нечто, напоминающее по своему виду вкус. Именно по внутреннему видению, а не по самим ощущениям. По ощущениям вкус, звук и запах никак нельзя сравнить между собой. Но как явления они очень похожи по своему внешнему виду. Это всё волны сознания, имеющие разные параметры: амплитуду, частоту, длительность и скорость, создающие в восприятии разные плотности и потому – разные ощущения.

Иногда про запахи говорят: послушайте или попробуйте такой-то запах. А про звуки говорят – почувствуйте такой-то звук. Такие выражения возникли в языке совершенно естественно, ведь все эти ощущения есть не что иное, как вибрации, возникающие в восприятии, присутствующие в нём же и им же воспринимаемые.

Идём дальше. С органами чувств немного разобрались. Телесные ощущения пронаблюдали, зрительные образы пронаблюдали, звуки пронаблюдали, вкусы пронаблюдали, запахи тоже пронаблюдали. Как я ещё проявляю себя, кроме всего этого? Через движение. Давайте пронаблюдаем движение. Что такое движение? Как я его ощущаю в себе? В виде чего?

Я начинаю двигаться и наблюдать за тем, что я ощущаю во время этого движения, как я его ощущаю, чем и в виде чего. Я двигаюсь и одновременно смотрю на то, что я определяю в себе как движение. Что я там вижу? Я опять вижу бесконечное пространство пустоты, в которой есть течение телесных ощущений, то есть некий поток, который подхватывает телесные ощущения и несёт их, заставляя тело перемещаться. Получается, что телесные ощущения охватываются неким течением окружающей их среды сознания (или восприятия). И от того, каким будет рисунок этих течений, зависит то, каким получится рисунок телесных движений (перемещений).

Попробуйте подвигаться и пронаблюдать движение изнутри. Если у вас пока не получается увидеть само движение как течение сознания, вы можете ощутить его как перетекание некой внутренней среды, создающей в вас определённые телесные ощущения. Просто смотрите внутрь себя и наблюдайте за этими ощущениями. Увидьте, как во время выполнения какого-нибудь движения возникает чувство течения телесных ощущений. Как будто внутри вас есть некое течение, которое подхватывает собой эти сгустки, которые вы называете телесными ощущениями, и несёт их в направлении выполняемого движения.

Некоторые люди вместо предложенных экспериментов начинают представлять, как они это делают, и то, что в итоге этих экспериментов у них получается. И вместо реального эксперимента занимаются воображением. Это совершенно не то, что нужно делать. Воображение не даёт реального опыта видения, понимания и осознания того, что есть и как есть, поскольку во время воображения не происходит реального видения реальных явлений. Поэтому думать о том, как вы это делаете и что вы при этом видите и ощущаете, не надо – надо брать и делать. Тогда вы сразу получите реальный опыт реального видения, реального переживания и реального понимания, а не воображаемый опыт просмотра очередного воображения и сопоставления этого воображения с существующей в вас концепцией. Только настоящий опыт прямого ви́дения, прямого переживания и прямого исследования является настоящим опытом, на котором основано истинное знание и понимание.

То, что вы подумали и представили, как это всё происходит, и что вам вроде бы стало всё понятно, – это есть лишь мысли о происходящем, а не само происходящее. Всё это умозрительно. Вы это в уме представили и решили, что именно так всё и есть. Вы не увидели эти явления по-настоящему, вы увидели только представления о них. Хоть вам и может показаться, что вы всё поняли, но это только кажимость понимания. Реальное понимание сильно отличается от кажущегося. Когда вы что-то представили в уме, по факту не происходит осознания, поскольку образ в уме не есть само явление. Поэтому только прямой опыт, только прямое наблюдение данного явления создаёт в сознании истинное понимание того, что есть и как есть.

И вот когда вы реально, а не в воображении, наблюдаете движение, вы видите внутри себя некое течение, некий поток, который охватывает собой телесные ощущения и несёт их. И это не вымысел и не воображение. Это реальное видение того, что и как происходит прямо сейчас. Начинайте совершать любые движения и одновременно, внутренним взором, наблюдайте эти движения изнури.

Итак, что я наблюдаю в себе, когда наблюдаю движение? Я вижу в себе бесконечное пространство пустоты, внутри которого происходят течения самой этой пустоты, подхватывающие сгустки телесных ощущений и перемещающие их по этому пространству. Получается, что движение есть течение сознания в самом себе, видимое как перетекание пустоты в пустоте. Эту пустоту чистого сознания часто называют Великой Пустотой, потому что она – кругом и никаких границ у неё нет. Куда бы я ни посмотрел, внутри себя или снаружи, везде я вижу только Великую Пустоту, в которой в виде сгустков (её же самой), образованных её же движениями, находятся различные предметы, явления и объекты восприятия, воспринимаемые этой же пустотой как разные ощущения.