14. Желание предугадать будущее и практичность самонаблюдения

Иногда у человека, только начинающего заниматься практикой осознанного самонаблюдения (как правило, это бывает с людьми, привыкшими всё контролировать), возникают вопросы примерно такого характера: «Практика самонаблюдения – это, конечно, хорошо, но хотелось бы понять, как это можно использовать в практическом аспекте? Ведь самонаблюдение – процесс статический, а жизнь – процесс динамический. Можно, конечно, этот процесс просто наблюдать. Но какой с этого толк? Требуется понять саму суть этого процесса, чтобы можно было более эффективно использовать его. Как можно с помощью наблюдения вникнуть в суть динамичного процесса, который происходит длительное время? Как можно с помощью самонаблюдения понять то, что ждёт тебя впереди и своевременно подготовиться к этому? Желательно ведь не просто наблюдать происходящее, но и видеть его в развитии, как бы предугадывать будущие события, чтобы заранее подстроиться под них. В чём заключается практичность самонаблюдения?»

Такие мысли и желания возникают только от непонимания того, что в действительности есть я и что в действительности есть жизнь. Никто не может предугадать всех событий грядущей жизни. Конечно, предчувствия случаются, и это не редкость. Предвидения тоже случаются, но реже. Но даже в случаях предвидения происходит видение только каких-то отдельных моментов жизни, а не всей будущей жизни в целом, да ещё и во всех подробностях. Таким видением никто не обладает. Возможно, в некоторых случаях происходит какое-то определённое предугадывание. Но один раз оно происходит точно, в другой раз – не совсем точно, а в третий раз – совсем не точно.

Ведь что такое предугадывание? Это предвидение, предположение. Вот идёт движение – и ты примерно видишь рисунок этого движения, который прямо сейчас происходит. Видя этот рисунок, ты примерно можешь предположить, как он будет продолжаться. Но ведь он может идти так, как ты предположил, а потом вдруг резко изменить направление движения. И тогда все твои предположения оказываются несостоятельными. Полностью с абсолютной точностью ты никогда не сможешь предугадать весь рисунок движения от начала и до конца. Жизнь – такая сложная штука, что предсказать все её повороты и завихрения нет никакой возможности. Ведь на то, чтобы произошло какое-то одно событие, оказывает влияние столько различных (больших и мелких) событий, что увидеть, просчитать и учесть их все совершенно невозможно.

Не надо пытаться заранее делать такие предположения, иначе ты будешь оказываться в разочарованном состоянии. Потому что когда ты пытаешься что-то предугадать, ты уже создаёшь чары. Чара – это образ. Разочарование – это значит расхождение с этим образом. Ты вкладываешь свою охоту (силу желания) в получение этого образа, думая: «Сейчас, наверное, будет вот это», и ждёшь готовый желаемый результат. А оно вдруг по-другому произошло. И ты разочарован. Твой образ (чара) не воплотился, ты вынужден переживать совсем другое событие. Ты получаешь не то, что хотел, а то, что есть по факту. Ты настроился на одно, а приходится переживать другое.

Отказаться от того, что случилось, и не переживать его ты не можешь. Ты не можешь не принять то, что происходит, потому что оно не спрашивает твоего разрешения. Оно просто происходит в твоём восприятии, и всё. Ты просто вынужден его переживать, каким бы приятным или не приятным оно тебе ни казалось. А у тебя, несмотря на эту данность, всё твоё внимание, все твои желания уже заранее настроены на другой образ. Этот образ уже начал переживаться тобой, ты уже начал предвкушать его результат, а он взял и неожиданно лопнул как мыльный пузырь, и тебе теперь приходится переживать совсем другие ощущения.

И это приводит к внутреннему раздиранию тебя. Ты раздираешься между тем, что тебе хочется воспринимать, и тем, что тебе приходится воспринимать. Это и есть разочарование. Разочарование приводит к внутреннему расстройству, разбалансу, неравновесию. Твоё внутреннее равновесие нарушается. Твой лад с самим собой нарушается. Он нарушился у тебя уже в тот миг, как только ты построил образ (чару), как только ты решил предугадать будущее, как только решил заранее подстроиться под него. Нецелостность, которая и так уже присутствует в твоём индивидуальном сознании, становится ещё большей. Дробность в сознании увеличивается, а вместе с ней увеличиваются и страдания.

Ты не можешь ни к чему заранее подстроиться. Попытки заранее подстроиться означают создание предположения о том, что должно произойти, создание образа будущего и попытки его воплощения. Но поскольку происходит всё не так, как ты вообразил, не в соответствии с твоим построенным образом, то все попытки подстроиться под будущее однозначно будут тебя приводить к разочарованию. С того момента, как у тебя ещё только желание такого подстраивания возникло, уже считай, что ты разочарован, потому что в конечном итоге ты однозначно придёшь к этому. Хочешь ты того или нет – это такая механика, всё именно так и пойдёт. Твоё внимание уже потекло в воплощение чары (образа), когда ты ещё только начал её создавать. А жизнь никогда не входит в твою чару, она никогда не сможет соответствовать этому образу и не будет соответствовать ему. И поэтому вопрос в данном случае заключается лишь в том, насколько сильно у тебя произойдёт разбаланс. Насколько сильно ты будешь переживать разочарование? Но то, что это произойдёт и ты будешь это переживать, – неоспоримый факт. Это и есть страдания, которые раз за разом возникают и накапливаются в сознании, создавая в человеке ощущения неправильности и неприятности мира. В результате чего и возникает желание поменять этот мир в лучшую (желаемую) сторону.

Что касается практичности самонаблюдения. Если такой эффект разочарования с вами случается, вы можете пронаблюдать его от начала и до конца. В результате такого наблюдения может возникнуть понимание того, как всё происходит на самом деле и что заставляет вас раз за разом попадать в такие разочарования. Такое понимание и, главное, самонаблюдение позволят в будущем быть бдительнее и не попадаться в привычные действия по созданию желаемого образа будущего и попытки подстроиться под него.

Не надо пытаться подстраиваться под постоянно меняющиеся события мира. Надо понять – кто есть я? Что есть мир? И как, в результате чего происходят все действия и события в мире? Тогда и подстраиваться не придётся, и страдания не будут возникать. В этом и заключается практичность самоисследования, основанного на самонаблюдении.