13. Стремление к пониманию

Ранее мы разбирались с тем, что управляет вниманием, и выяснили, что вниманием управляет охота и интерес. Если тебе что-то интересно, если тебе это важно, то твоё внимание будет на это направлено. Если тебе важно самопознание, тогда ты будешь этим заниматься, ну а если нет, то ты этим заниматься не будешь, а будешь заниматься чем-то другим.

Есть люди, которые, начитавшись разной литературы и наслушавшись разных мастеров, считают, что делать ничего не надо. Мол, раз этот мир есть иллюзия и я как личность являюсь частью этой иллюзии, то кто тогда должен что-либо делать и для чего? Другие считают, что раз есть только Бог, и только Он всё делает, и на всё воля Божья, то мне тогда делать ничего не надо. И в том и в другом случае мне можно только отдыхать. Это есть проявление очередного заблуждения (непонимания), основанного на лености, присутствующей в сознании этих людей, и такие их высказывания являются оправданием лености.

Я не знаю ни одного из пробуждённых, просветлённых или святых, кто был бы ленивым, слабовольным или слабохарактерным. Они все были и есть очень старательные и деятельные люди. Парадокс. С одной стороны, они говорят о мягкости, приятии и недеянии, а с другой стороны, внутренне они очень строгие, жёсткие к себе и деятельные люди.

Можно, конечно, в противовес привести пример с Уэйном Ликерманом (Рам Цзы), как это и делают некоторые эзотерические лентяи: «Вот Уэйн был алкоголиком, девятнадцать лет пил и наркоманил. А потом – раз! – и с ним случилось просветление». Но с Рам Цзы тоже всё не так просто, как может показаться. Чтобы человек девятнадцать лет пил и наркоманил, надо к этому иметь большое стремление. Потому что за девятнадцать лет такой жизни многие из его ближайших друзей поумирали, а он всё шёл, шёл и шёл по этому пути. Он сам говорит, что: «...для меня те люди, которые не кололись, не нюхали и даже не пили, нормальными людьми не воспринимались, я вообще с ними старался даже не общаться». Его внимание, его характер были очень жёстко настроены в этом направлении. Но вот однажды утром он проснулся и почувствовал, что у него это влечение как отрезало. Он вдруг ощутил в этом присутствие некой высшей силы, которую он до сих пор не ощущал. На самом деле он её ощущал, но не замечал, как подавляющее большинство людей. Теперь эта сила решила распорядиться вот таким образом – раз! – и его внимание мгновенно направилось совсем на другое. На что? На духовное подвижничество. Как раз в это время в Америку приехал Рамеш Балсекар, и Уэйн пошёл к нему на беседы. После чего вся его настойчивость, вся сила его стремления, его характер (а характер у него был довольно жёсткий) были направлены на попытки разобраться в том, кто же в действительности есть Я? И что же в действительности есть этот мир?

Он начал читать много литературы на эту тему, ходил к Рамешу на все беседы, когда тот приезжал в Америку, ездил к Рамешу в Индию. Потом несколько лет помогал Рамешу с выпуском его книг. И всё его внимание, которое до этого было направлено на поиски особого кайфа через алкоголь и наркотики, теперь оказалось направлено на духовный поиск и духовное подвижничество. Весь его жёсткий характер тоже оказался направленным сюда же. И через какое-то время с ним, а точнее – в нём, произошло просветление, которое есть осознание и понимание того, что есть и как есть. Поэтому с Рам Цзы всё не так однозначно, как может показаться. Его нельзя назвать лентяем и бездельником. Он всегда был трудягой, занимаясь собственным бизнесом, только внимание его было сначала направлено на поиски удовольствий, а потом – на поиски понимания и осознания. Так что это тоже не очень подходящий пример.

Другой такой пример Рамана Махарши. Некоторые считают, что Рамана Махарши только сидел и ничего не делал. Как же это ничего не делал? Рамана Махарши годами сидел, не вставая, пребывая в одной позе, находясь в глубоком погружении в СЕБЯ. Монахи приходили, ухаживали за ним, еду ему жиденькую в рот заливали, воду давали, а он сидел, не вставая, сначала в подвале храма, а потом в пещере. Это же какую волю и выдержку нужно иметь, какой характер должен быть, чтобы не вставать и не двигаться, когда тебе муравьи ноги проедают, чтобы столько лет в жару и холод в каменной пещере сидеть!

А православные святые какие духовные подвиги являли! Возьмите любого из них – они все без исключения были очень деятельными, очень суровыми и очень жёсткими относительно себя (своей личности) людьми.

Я не знаю ни одного человека, который пришёл бы к высшему пониманию и святости, будучи при этом лентяем и бездельником. Они все были очень старательными и целеустремлёнными людьми, чего и всем остальным желали.

Дуглас Хардинг в своей книге «Маленькая книга жизни и смерти» пишет о том, что ленивому, вялому и слабовольному никогда не прийти к высшему пониманию. Если в нём вдруг возникнет такое желание, то ему нужно прямо сразу всё бросить и только этим заниматься. И это действительно так. На этот счёт есть очень хорошая поговорка: на чужом горбу в рай не въедешь! Это именно о лентяях, думающих, что у них за чужой счёт, за чужие заслуги (за заслуги учителей и мастеров) получится прийти к высшему пониманию и обрести Божественную Благодать. Нет! Только своими правильными и постоянными усилиями можно одолеть этот ком непонимания и заблуждений, в котором пребывает ум не осознавшего себя человека.

Именно поэтому я акцентирую ваше внимание на этой теме. Если вы действительно хотите освободиться от страданий, которые созданы непониманием, заполняющим ваш ум, вам придётся приложить к этому максимум усилий. Только непонимание, и ни что другое, создаёт в сознании ощущение страданий. Как только это непонимание растворяется, так все страдания вмиг прекращаются. А на их месте оказывается вечно сияющее Чистое Сознание, ощущаемое как Ясность, Покой и Блаженство.

Пока у тебя не будет к этому огромного стремления и охоты, ты никогда к этому не придёшь и никогда с этим не разберёшься. Почему? Потому что пока ты не овладеешь своим вниманием и не научишься осознанно удерживать его на том, что считаешь нужным, твоё внимание будет болтаться между разными явлениями и объектами и ими же (этими явлениями и объектами) будет управляться. Ты будешь просто вынужден внимать всё это до тех пор, пока не закончится жизнь или что-то в ней не случится, что направит твоё внимание на поиск действительного понимания. Но потом всё равно придётся усиленно стараться, если время жизни позволит. Жизнь-то не такая уж и длинная.

Для того чтобы в тебе произошло такое понимание, в тебе должна возникнуть потребность, стремление к этому. Только тогда твоё внимание будет направлено на поиски этого понимания. Поэтому для кого-то из вас очень важным делом на данный момент может оказаться поиск ощущения в себе этой потребности.

Загляните в себя и попробуйте ощутить в себе присутствие желания или охоты разобраться с самим собой и выяснить всё как оно есть на самом деле. Попробуйте разгрести в себе весь ворох «луковой шелухи», всех остальных присутствующих в вас желаний. Пройдите своим вниманием по внутренним ощущениям и найдите в себе желание ЗНАТЬ – что есть и как есть. А оно обязательно есть в вас, поскольку основой всего существования является абсолютное ЗНАНИЕ. Возьмите это за аксиому и придерживайтесь её в своём поиске. Всё неважное тогда разойдётся в стороны, как пена на чистой воде, и вы сможете ощутить в себе проблеск этой охоты. Как только ощутите в себе эту охоту, охоту самоосознания, которая может ощущаться как стремление к абсолютной свободе и абсолютному знанию, хватайтесь за неё своим вниманием и побудьте в переживании её какое-то время. Наполнитесь этой охотой. Именно она поведёт вас к тому, откуда исходит, – к Единому Источнику всего что есть. И тогда любое ваше действие будет являться движением к этому Источнику. И тогда любое действие будет происходить как урок для самого себя, как практика, как занятие, направленное на осознание того, что есть и как есть. Начните это прямо сейчас! Зачем откладывать на потом?