5. Самоисследование и наблюдение ощущения себя

В чём, собственно, заключается самоисследование и освобождение от непонимания? Это не просто наблюдение себя как такового, а именно исследование, перед которым стоит задача полностью разобраться и понять – что есть что и кто есть кто.

Если не будет исследования, основанного на самовопрошании (кто есть я и что есть всё остальное?), то полного осознания и понимания не будет. Будут возникать очередные непонимания и дополнять уже существующие. И вместо освобождения от страданий будет происходить накопление страданий. Такое явление довольно часто встречается среди людей, занимающихся духовными практиками. Начитавшись различной литературы, в которой мастера говорят о том, что нужно постоянно пребывать в самоосознании, а для этого нужно ощутить себя тем, кто ты есть, эти люди пытаются наблюдать ощущение себя, думая, что этого вполне достаточно. Мол, я же ощущаю себя собой, и теперь остаётся только быть этим. Это неверный подход, основанный на непонимании того, что и как нужно конкретно делать, для того чтобы произошло понимание и освобождение от страданий. Мастера-то всё верно пишут и говорят, надо действительно постоянно пребывать в самоосознании. Но самоосознание не означает только лишь наблюдение ощущения себя. Самоосознание означает целостное осознание того, кто есть я и что есть всё остальное. А поскольку такого осознания нет, то непременно будут возникать вопросы. Ну вот, я ощутил себя, и что дальше? Ничего особенного не происходит. С одной стороны, восприятие несколько изменилось, поскольку я уже воспринимаю себя не так, как прежде. Но с другой стороны, всё остальное не особо поменялось. Страдания как были, так и есть, как возникали, так и продолжают возникать, с ними ничего не произошло. Более того, как правило, в таких случаях страдания гораздо сильнее начинают ощущаться, поскольку кажется, что ты был на верном пути и в сознании возникло предвкушение желаемого результата, а результат оказался совершенно не тем, каким предполагался.

Недостаточно только лишь ощутить в себе само ощущение себя. Необходимо полностью осознать себя тем, кто ты есть на самом деле, осознать, что есть мир и что есть жизнь. Без этого осознания никакого освобождения от страданий не будет, поскольку не будет чёткого видения и понимания того, что такое страдания, как они возникают, в ком (или где) и почему. А для этого необходимо провести полнейшее исследование всех этих составляющих. Такое исследование необходимо проводить с самовопрошанием.

Что такое самовопрошание? Это когда ты сам себя вопрошаешь. А точнее – когда в тебе самопроизвольно и естественно возникает вопрос, который тебя озадачивает. И этот вопрос является средством направления твоего внимания к предмету наблюдения и исследования. Если такие вопросы в начале и по ходу исследования не будут возникать, то никакого исследования не будет. А значит, и понимания никакого не произойдёт. Получится пустая трата времени, которое, как мы все хорошо знаем, имеет конец. Этим концом для всех наших попыток является смерть. Она заканчивает все наши попытки что-либо сделать, в чём-либо разобраться, что-либо понять и изменить. Человеческая жизнь ограничена. И пока она не закончилась, нужно постараться максимально эффективно её использовать для достижения высшего результата, которым является истинное видение, осознание и понимание того, что есть и как есть. Без этого видения, осознания и понимания жизнь теряет значение.

Только при ясном видении, осознании и понимании жизнь имеет значение. Только в этом случае она проживается полноценно, во всех присущих ей красках, включая рождение, все происходящие в ней события и смерть. И только в этом случае происходит окончательное освобождение от страданий, омрачающих чистое восприятие и проживание жизни.

Не тратьте время зря, оно уходит безвозвратно, займитесь действительным самоисследованием (или продолжите уже начатое) и окончательно выясните – кто или что есть я? Что есть мир? И что есть жизнь? Не теряйте этих вопросов по ходу своего исследования до тех пор, пока они сами не растворятся, оставив вместо себя чистое понимание того, что есть и как есть. Удержание в себе этих вопросов, являющихся указателями на пути самоосознания, и есть самовопрошание.

Итак, мы выяснили, что просто обнаружить в себе само ощущение себя для полного самоосознания недостаточно. Ощутил себя собой – здорово. Осознай, что это я, которое не меняется с годами, не умирает со смертью тела, есть всегда. В процессе наблюдения ты ощущаешь: вот я, которое всё наблюдает. А что это такое – я? Обращаешь на это внимание и видишь, что, в общем-то, ничего, чистая пустота, которая есть чистое ощущение собственного присутствия. Можно как-то ещё, по-другому это назвать, но мне кажется, «самоощущение себя», или «ощущение собственного присутствия», – вполне подходящее название. Видится это как самосветящаяся пустота, которая есть самоосознающее нечто. Воспринимается как самоосознание себя, как присутствие себя, лёгкость и блаженство. Эта самосветящаяся пустота сама себя так воспринимает, когда не воспринимает возникающие в ней объекты. И в этой пустоте ничего нет – никаких волнений, никаких страданий, никаких изменений, всё спокойно.

А что тогда не так со мной? Кто и чем недоволен? Со мной всё так, я есть абсолютный покой и блаженство. Значит, что-то не так с моим восприятием. Не так с восприятием каких-то объектов, каких-то явлений, каких-то процессов, происходящих во мне, в чистом восприятии.

Хорошо. Тогда нужно выяснить, что не так с восприятием. Или, может быть, что-то не так не с восприятием, а с осознанием и пониманием воспринимаемых объектов? Да, это всё надо выяснить. Начинаем наблюдать. Наблюдаем прямо в процессе жизни, мы же не можем оторваться от жизни и наблюдать где-то в стороне от неё. Зачем пытаться создавать какие-то специальные условия, чтобы что-то наблюдать? Жизнь проявляется во всём многообразии, и в этом многообразии возникают беспокойство, суета и страдания. Это и надо наблюдать. Зачем от этого куда-то убегать, чтобы где-то что-то специально искусственно создавать и наблюдать? Получится некая искусственность. Всё совершенно естественно присутствует в нас, и это, без какой-либо искусственности, совершенно естественно надо пронаблюдать и исследовать.

Вот прямо сейчас с тобой что-то случается, в тебе прямо сейчас что-то происходит, ты это прямо сейчас и наблюдай. Никакого «потом» нет, всегда есть только «сейчас». Так и надо всё делать – прямо сейчас. Прямо сейчас ощущай с одной стороны абсолютную неизменность себя, чистейший покой и блаженство, а по другую сторону внимания наблюдай то, что тебя беспокоит. Если прямо сейчас нет ярких ощущений беспокойства, вспомни те, что возникают в тебе чаще всего и заботят тебя чаще всего. Все они прямо сейчас присутствуют в тебе, в твоём сознании. Пронаблюдай их, исследуй их – что это такое, твои беспокойства? Каждое по отдельности.

Обнаружил в себе какое-то беспокойство. Пронаблюдал, озадачиваясь вопросом – что это такое? И выяснил, что это некое явление, присутствующее в тебе, чистом сознании, чистом восприятии, чистом покое, тишине и блаженстве. Никакого беспокоящегося нет. Никто не беспокоится. Само по себе явление, воспринимаемое ранее как беспокойство, есть сгусток неких вибрирующих волн, создающих в восприятии определённое ощущение. Тогда что не так? Оказывается, всё так, всё нормально. Это всего лишь явление, создающее в восприятии своеобразные ощущения, которые ты воспринимал раньше как волнение или беспокойство. Ты наблюдаешь это и осознаёшь. И всё сразу становится понятно.

И так – каждый раз, с каждым непониманием, с каждым волнением, с каждым беспокойством надо проделывать такие исследования. Наблюдаешь это и осознаёшь – что есть что и кто есть кто. И тогда беспокойства перестают быть беспокойствами, а воспринимаются как обычные явления. А поскольку все явления создают в восприятии своеобразные ощущения, то эти ощущения являются такими, какие они есть. Это всего лишь ощущения – одни из огромного множества ощущений, возникающих в тебе, чистом восприятии, чистом сознании. В действительности никаких беспокойств нет, и нет того, кто бы о чём-то беспокоился. Есть только чистое восприятие, в котором возникают разные явления. Само восприятие от этого никак не страдает и никак не меняется. Его вообще никак не задевают какие бы то ни было явления, как не задевают небо облака, текущие по нему. И так происходит понимание.