21. Откуда происходит наблюдение?
Есть ещё одна практика, аналогичная предыдущей, которая направлена на осознание того, кто в действительности есть Я. В общем-то, все эти практики практиками как таковыми назвать трудно, это, скорее, занятия, увлечения, эксперименты. По сути всё это разные способы самоисследования. Данный эксперимент можно называть так – «Откуда происходит наблюдение?»
Попробуйте направить внимание на телесные ощущения. Для начала сядьте поудобнее, расслабьтесь – так, чтобы вам ничего не мешало. Положение тела максимально удобное и расслабленное, вам хорошо и уютно, вы отдыхаете. В этом расслабленном состоянии направьте своё внимание на восприятие телесных ощущений. Как вы их ощущаете? Пронаблюдайте за ними своим внутренним взглядом, тем, которым вы видите сны, которым вы вспоминали себя в разные возрастные периоды жизни. Направьте своё внимание на наблюдение своих телесных ощущений. Можете закрыть глаза, если вам так будет удобнее.
Прямо сейчас в вас присутствует множество разных телесных ощущений. Выделите из них наиболее яркие, наиболее заметные и именно на них направьте своё внимание. Понаблюдайте их какое-то время.
Теперь от наблюдения этих телесных ощущений переведите внимание (свой внутренний взгляд) на то пространство, в котором эти ощущения находятся. Как бы с более дальнего расстояния взгляните на эти ощущения – так, чтобы видно было и их самих, и всё пространство, находящееся вокруг них. Попытайтесь охватить своим внутренним взглядом одновременно и телесные ощущения, и пространство, в котором они находятся. А теперь осознайте, что именно так вы в действительности и ощущаете своё тело – в виде набора висящих в бескрайней пустоте СЕБЯ сгустков различных ощущений. Взгляните на ощущения тела и одновременно на то, что находится вокруг них, на это бесконечное пространство пустоты. Ведь это всё вы, вы ведь в себя смотрите, а значит там, куда вы смотрите, никого, кроме вас, нет.
Теперь попробуйте ощутить ТО, что наблюдает за этими телесными ощущениями, а для этого попробуйте ощутить место или пространство, откуда происходит это наблюдение. Ощутите присутствие внимания в том месте, откуда вы наблюдаете за телесными ощущениями. Ощутите это наблюдение, идущее от места наблюдения к тому, что наблюдается.
А теперь начните что-нибудь делать, продолжая наблюдать за телом, за телесными ощущениями, не переставая ощущать при этом присутствия наблюдения и того, откуда происходит это наблюдение.
Погладьте себя по голове, почешите своё тело в разных местах, помни́те разные части тела, не теряя из внимания ме́ста, откуда происходит наблюдение, и не теряя самого наблюдения.
Заметьте, что ТО, что вы ощущаете как Я, есть постоянный наблюдатель, наблюдающий за всем происходящим, с которым ничего не происходит. Ощущения, наблюдаемые ИМ, меняются, а ОН нет. Состояния, возникающие в пространстве бескрайней пустоты (сознания), тоже меняются, а наблюдатель нет. Он всегда остаётся неизменным, как зеркало, которое не затрагивают никакие возникающие в нём отражения. Оно, а точнее – Я, спокойно наблюдает, как тело чешется, двигается, что-то делает и как в нём от этого возникают различные ощущения, а вместе с этим происходит видение того, как наблюдаемое вами пространство заполняется этими ощущениями.
Заметьте, что всё это пространство заполнено ВАМИ, вашим присутствием. Это присутствие – очень тонкое ощущение, но оно есть. Попробуйте ощутить и осознать его, ведь это всё ВЫ, а всё это пространство есть пространство вашего восприятия, которое есть сознание.
А теперь обратите внимание на то, происходит ли что-то с вами, именно с ВАМИ, с ТЕМ, кто всё это наблюдает, в тот момент, когда в теле происходят какие-то изменения (движения, почёсывания, поглаживания и т.д.)? Или это только различные меняющиеся ощущения возникают в ВАС? Обратите на это внимание и чётко увидьте разницу в том, что меняется, а что нет. Меняетесь ли ВЫ как наблюдатель, как наблюдение, как присутствие, или ВЫ неизменны и всего лишь воспринимаете различные ощущения, которые постоянно возникают и меняются в ВАС? Это очень важное наблюдение, способное пролить свет ясности и понимания на то, что есть и как есть.
Продолжаем это наблюдение дальше. Попробуйте одновременно почесать себе одной рукой грудь, а другой рукой – спину, чтобы ощущения возникали одновременно спереди и сзади тела, а сами наблюдайте за этим, не теряя того места, из которого вы ведёте наблюдение за всем происходящим. Не теряйте своего наблюдательного пункта, наблюдательного поста, своей заставы, с которой вы всегда наблюдаете. Старайтесь наблюдать, не теряя из восприятия ни источника наблюдения, ни самого наблюдения, целостно наблюдайте за всем происходящим в ВАС. Поиграйте с телом, поделайте разнообразные движения разными его частями. Постройте какие-нибудь гримасы, поиграйте с мимикой лица, а сами наблюдайте за теми телесными ощущениями, которые возникают в наблюдаемом вами пространстве сознания. Разведите руки в стороны, потянитесь во всех направлениях, ногами также потянитесь. Ощутите всё это пространство, в котором происходит наблюдение, в котором возникают эти телесные ощущения, окиньте его своим взглядом, внешним и внутренним одновременно, охватите его своим вниманием. Происходит ли что-то с самим этим пространством? Или всё происходит не с ним, а в нём? Обязательно отметьте это!
Теперь полностью расслабьтесь, насколько это возможно, и погрузите внимание туда, откуда вы наблюдаете. Сначала охватите вниманием расслабленное тело, а затем направьте внимание туда, откуда оно исходит. Попробуйте ощутить само внимание как таковое и погрузитесь туда, где вы ощущаете источник внимания, то пространство, откуда оно исходит, и пребывайте там (своим вниманием), ощущая только присутствие чистого видения, чистого созерцания, чистого СЕБЯ как присутствие самовоспринимающей прозрачности.
А теперь заметьте – зависит ли ТО, что наблюдает, от наблюдаемых им ощущений или ОНО существует самостоятельно от них и только смотрит на них, воспринимая и ощущая их в том виде, в каком они есть?
Не правда ли – ОНО совершенно свободно от всего того, что в нём возникает, наблюдается и переживается, и ОНО совершенно не зависит от всех возникающих и присутствующих в НЁМ ощущений. Хорошенько уясните эту независимость СЕБЯ от всех телесных и других возникающих посредством тела ощущений. Я – всегда свободно! Более того – Я, будучи чистым сознанием, чистым наблюдением, чистым восприятием – есть абсолютная свобода и независимость от чего бы то ни было! Всё, возникающее во МНЕ, видится, воспринимается, ощущается и переживается МНОЙ, никак не касаясь и не затрагивая МЕНЯ.
А теперь осознайте, что с приходом смерти происходит только потеря этих телесных ощущений, воспринимаемая как растворение плотностей в чистом пространстве СЕБЯ. Они (эти плотности) больше не будут создавать в восприятии ни приятных, ни неприятных ощущений, и потому не будут создавать никаких страданий. И если у вас сейчас при полном расслаблении возникло ощущение, что будто бы все телесные ощущения практически исчезли, то это примерно ТО, что и остаётся после смерти.
Остаётся только чистое Я, чистая прозрачность, которая есть прямо сейчас. Если вы подольше пробудете в таком восприятии, то увидите, что есть только прозрачность, которая есть Чистое Целостное Сознание, чистое, ничем не разделённое Я, и ничего больше. А раз так, то что вы можете потерять с приходом смерти? Только привычные ощущения, которые возникают в вас при существовании этого тела. А именно: телесные ощущения и те, что вы получаете посредством тела, которые принято называть душевными (обиды, переживания, страдания) и умственными (память, которая в виде образов всплывает в этом же пространстве сознания, которое вы наблюдали сейчас, и из которого наблюдаете всегда). Эти ощущения, безусловно, теряются. Но само пространство, в котором они возникают и какое-то время присутствуют, неизменно. С ним ничего никогда не происходит. ОНО не только остаётся, ОНО есть всегда. Более того – только ОНО и есть. Именно ОНО и есть Я, или БОГ, или ЕДИНАЯ ПРИРОДА, или ЕДИНОЕ ЦЕЛОСТНОЕ СОЗНАНИЕ.
Ви́дение, осознание и понимание этого освобождает от страха смерти и делает жизнь более яркой, наполненной и естественной. И если в результате одного такого опыта исследования не происходит полного освобождения от страха смерти, значит, это исследование было недостаточно глубоким, нужно продолжать его до тех пор, пока не возникнет полная ясность, понимание и осознание того, что в действительности есть Я.