3. Ум, душа, сознание, личность, понятие, понимание, знание
В настоящее время в русском языке накопилось очень много иностранных слов, и многие старые русские слова либо совсем уходят из общения, либо теряют своё истинное значение. Одними из таких слов являются: «ум», «душа», «сознание», «личность». И хотя мы постоянно используем эти слова в своей повседневной речи, смысл, который мы вкладываем в них, далеко не одинаков для всех нас. А ведь это понятия, на которых основано всё наше мировоззрение. И если мы хотим разобраться в том, как всё устроено на самом деле, нам необходимо разобраться с этими основополагающими понятиями. Попробуем разобрать эти слова и понятия, стоящие за ними.
Итак, что такое душа? Одни считают, что это сознание, другие считают, что это искра Божья, а третьи считают, что это явление природы. Так что же это такое?
Начнём с того, что всё есть Единое Целое, которое можно назвать по-разному – Сознание, Бог или Природа. Есть только Это и ничего больше. Разные названия возникли только потому, что Это (Единое) по-разному проявляет себя, но все разделения в нём условные. Эти разделения подобны разделениям дома на комнаты, где каждая комната имеет своё название и своё предназначение. Дом един, но комнат в нём много, каждая комната предназначена для каких-то своих нужд и дел и в соответствии с этими нуждами и делами имеет своё название: прихожая, гостиная, кухня, столовая, спальня, ванная, туалет, кладовая и т.д. Также и в Едином Целом. Всё есть Сознание, Бог или Природа, но в зависимости от своего проявления Оно имеет разные названия. В данном случае наиболее уместно называть это Единым Сознанием.
Итак, всё есть Единое Сознание. Человек также является Сознанием. Если рассматривать его как отдельно взятое явление Сознания (как отдельно взятый дом в огромном поселении, которым является вселенная), то это Сознание также имеет свои условные разделения, как комнаты в доме. Такими разделениями являются: индивидуальное или человеческое сознание, ум, душа, личность.
Индивидуальное (или человеческое) сознание ничем не отличается от Единого Сознания и никак от него не отделено. Это пространство Сознания, заполненное индивидуальными особенностями, возникшими в результате проявления и воплощения данного явления Сознания.
Ум – это тоже пространство Сознания, в котором возникают, какое-то время находятся и затем растворяются мысли и образы, связанные с жизнью данного живого существа.
Душа – это тоже пространство Сознания, в котором возникает и присутствует чувствительность – как некий набор чувств, связанный с переживаниями данного живого существа. Именно сгусток чувств мы и называем душой. А сгусток образов и мыслей мы называем умом. Но всё это (чувства и образы) возникает и присутствует в Едином Целостном Сознании.
Душа – это не частичка Сознания или Бога, как считают некоторые, это Единое Целостное Сознание, или Бог. Точнее, это набор ощущений и чувств в Сознании, которые собраны в определённом месте, их мы и называем душой. Мы ведь именно это имеем в виду, когда говорим: «душа чувствует», «душа болит», «душа плачет» или «душа поёт». На самом деле то, что чувствует, болит или радуется, есть Единое Целостное Сознание, или Бог. То, что думает, считает и мыслит, тоже есть Единое Целостное Сознание, или Бог. В первом случае идёт наблюдение чувств и ощущений, и мы называем это душой, а во втором происходит наблюдение мыслей и образов, и мы называем это умом. Ну а в действительности ни в том ни в другом случае нет ничего другого, кроме Единого пространства Сознания.
И когда говорят, что у кого-то «душа с Богом слилась», это означает, что этот человек перестал ощущать собственную индивидуальность, которая присутствовала в нём как набор чувств, главным из которых было чувство себя как личности. И когда говорят, что человек вышел из ума, имеется в виду то же самое – человек перестал отождествлять себя с «образом себя», возникшим в уме. Его индивидуальное восприятие (или сознание) слилось с восприятием Единого Целостного Сознания.
Мы всегда ощущаем себя всем, но наблюдая в себе набор чувств и мыслей, начинаем уделять этим чувствам и мыслям особое внимание, постепенно отождествляясь с ними. Так, постепенно привыкая к этому, мы перестаём замечать собственную целостность и в большей степени ощущаем себя отделённой от всего остального Сознания личностью.
Личность – есть набор образов и представлений о себе, основой которых является чувство индивидуального делателя и автономного существа. Это можно выразить так: «Я есть самостоятельное, отдельно существующее от всего остального человеческое существо».
Когда ум и душа сливаются с Богом (Единым Целостным Сознанием), тогда мы перестаём ощущать себя личностью. Мы ощущаем себя Целостностью, которая всё это наблюдает и переживает. Поэтому в действительности есть только Сознание, в котором присутствуют мысли, называемые умственной деятельностью или умом, чувственные переживания, называемые душой, и представления о себе, называемые личностью. А в действительности есть только Сознание – и ничего больше. Существуют только условные разделения.
Если рассматривать душу как набор чувств, то здесь тоже есть условные разделения на слух, зрение, вкус, запах, кожную чувствительность, чувство личности (чувство делателя) и эмоциональную чувствительность. Все эти чувства вместе создают единую картину восприятия единого целостного мира, разных его аспектов. Мир един; организм, воспринимающий его, тоже един и ничем не оторван от мира, – значит, и все разделения на разные части мира или разные части организма являются условными.
Ум, в свою очередь, тоже имеет условные разделения на разум, рассудок, память, мышление, воображение. Это объясняется необходимостью разделения множественной деятельности, происходящей в уме. Каждое явление имеет своё название. Всё это нужно для более точного понимания при общении с другими людьми и для собственного понимания при самоисследовании. Но ничего, кроме Единого Целостного, ничем не разделённого Сознания, нет.
Некоторые люди считают, что душа и есть личность, поскольку она складывается как образ из различных обусловленностей.
Это неверное понимание. Личность – это не душа, это образ себя как конкретного человека. Он складывается из разных переживаний и образов: из образов себя как тела, образов представлений о себе (кто я такой, каким, где и когда я бываю), из того, что обо мне говорят другие. Душа, в отличие от личности, не является образом себя, а является набором чувств, главным из которых является самоощущение себя. Главное отличие между душой и личностью в том, что душа основывается на чувстве или ощущении себя, а личность – на образе себя.
Некоторые люди считают, что есть я и есть мир, здесь нахожусь я, а вокруг находится мир. Другие считают, что есть я и есть Бог, здесь нахожусь я, а везде вокруг (или где-то в особом месте) находится Бог. Это неверно. Всё есть Одно, которое имеет разные названия: Бог, Природа, Сознание, Существование, Разум, Целостность и т.д., но как бы мы Его ни называли, есть только Оно, и Оно никак не разделяется на меня и всё остальное. Что же касается души, ума и всего остального – это только условности, которые нужны только для того, чтобы как-то об этом проявлении Единого Целостного Сознания можно было сказать. Поскольку Сознание настолько многообразно проявляет себя, воплощая себя во всём, что только есть, то создаётся множество слов и понятий.
Что такое понятие? По сути – это образ, а точнее – первообраз. К примеру, есть нечто, некое явление, которое первоначально возникло как образ, и потом к нему появляется название. Но само по себе понятие изначально слова (названия) не имеет, это только образ. А поскольку образов в сознании возникает много, то каждый из них при возникновении получает своё название. Можем назвать это первоначальным словом. Когда в священных писаниях говорится, что вначале было слово, имеется в виду, что вначале возникло понятие как первообраз.
Почему возникающее явление называется понятием? Потому что Единое Сознание есть понимание, разлитое везде. Сознание в чистом виде – это чистое понимание, чистое знание. Когда из Него что-то выделяется, то получается отдельно взятое понятие. Когда в понимании возникает нечто, некий сгусток, образование чего-то, какое-то отдельно взятое явление, мы его называем понятием, но по сути это часть единого целостного понимания. Если мы рассматриваем всё как единое целостное Знание, то отдельно взятое его проявление есть как отдельно взятое знание, а всё, состоящее из этих отдельно взятых знаний, есть соединённое, совместное, или совмещённое, знание, то есть Сознание. Что такое Сознание? Это отдельные частицы единого целостного Знания, проявленного в различных видах и формах. Эти явления отдельно друг от друга не существуют, они все неразрывно соединены. И это есть Сознание, соединённое, совместное, или совмещённое, Знание, которое проявило себя и проявляет через каждое отдельно взятое явление. Это всё Сознание.
В Едином Сознании существуют разные плотности Сознания, разные пространства Сознания, разные области Сознания, но всё это есть только Сознание, которое есть Знание и Понимание.
Обычно люди представляют вселенную как некий космос, внутри которого находятся они сами, но на самом деле вселенная есть проявляющееся в данный момент Единое Целостное Сознание. Для каждого живого существа эта вселенная разная, и каждое живое существо её по-разному воспринимает, но всё это есть Единое Целостное Сознание, или Бог.
Вся вселенная состоит из определённых понятий, каждое из которых является понятием в целостном понимании. Можно сказать, что каждое из этих явлений есть частичка какого-то отдельно взятого знания. Каждое такое знание есть отдельно взятый закон Природы, или явление Природы. Что такое закон Природы? Это некое явление Природы. Кон – это граница. Закон – это явление Природы, имеющее свои определённые границы. Каждый закон Природы есть частица Единого Знания. Все совмещённые между собой явления представляют Единую Природу.
Можно сказать, что это всё есть понятия, поскольку это частицы единого Понимания. Можно сказать, что это всё есть сознание, поскольку состоит из частиц единого Знания. А можно сказать, что всё это есть Бог с божественными искрами. Всё это искры Божьи, а Бог есть Свет Безначальный. Можно по-разному сказать о том, что есть. От слов ничего не меняется. Главное – видеть и понимать то, что стоит за этими словами и понятиями. Есть ТО-ЧТО-ЕСТЬ и так, как есть, и это никак не зависит от слов.