6. Освобождение, которого нет
Для понимания ничего специально делать не надо, это естественный процесс. Просто направляешь внимание на интересующее тебя явление, удерживаешь его на нём, наблюдаешь его, исследуешь, озадачиваясь нужным вопросом, и когда становится ясно, что это такое, это и есть возникновение, а точнее – восстановление понимания. Если при этом одновременно с наблюдаемым явлением осознаётся и То, кто (или что) наблюдает это явление, то в момент его понимания происходит осознание (объединение сознания наблюдающего с наблюдаемым).
Конечно, То, что наблюдает, есть чистая осознанность. Эта осознанность наблюдает некий объект и наполняет его собой, чистой осознанностью. И происходит осознание этого, объединение сознания – ах, вот оно как! И чего же я раньше боялся?
В Индии, в учении адвайты (недвойственности), на этот счёт есть хороший пример – когда верёвку из-за плохого освещения воспринимают змеёй. А когда освещают это место и получше в него всматриваются, то оказывается, что это не змея, а верёвка. И когда спрашивают о том, откуда берётся непонимание и куда оно пропадает, то отвечают, что оно возникает оттуда же, откуда появляется змея, и пропадает туда же, куда пропадает эта змея. В действительности змея не появлялась и не пропадала. Возникала иллюзия змеи, а потом в результате пристального наблюдения (т.е. исследования) эта иллюзия растворилась. Поэтому про непонимание говорят, что оно не возникает и не пропадает. То, что принято называть непониманием, является эффектом искажённого видения или восприятия. Когда посредством исследования это искажение уходит, то восприятие восстанавливается. Никто ни от чего не освобождается. Всё происходит естественно и без усилий, но с применением некоторого старания. Поэтому стараться нужно, но стараться правильно. Правильные, или верные, старания вознаграждаются. А неверные ведут к ещё большим страданиям.
Так, в течение жизни все наши страдания есть элементы захвата внимания подобными неясностями, которые сначала напугали нас, а потом остались в сознании, поскольку мы сразу не разобрались с ними, и потом они раз за разом создают в восприятии неприятные ощущения. Когда таких ощущений в сознании накапливается много, создаётся один общий ком неприятных ощущений, который и принято называть страданиями.
Эти неясности, или отдельно взятые страдания, не всегда возникают мгновенно. Некоторые из них складываются постепенно. Бывают события с большой протяжённостью, как, например, жизнь. Мы вначале не поняли это событие, по ходу его возникают такие же непонимания, и в итоге всё это событие оказывается для нас непонятым, создающим в сознании большие неясности и оттого – большие страдания. Мы не поняли это явление по всей его длительности, не рассмотрели его, не вникли, осознавания его не происходило, и потому оно выглядело для нас таким непонятным образом. Мы не поняли, что это такое, потому что не видели его в целом, не видели его соединения с другими явлениями, не увидели целостности самого процесса как большого единого явления. Мы воспринимали его кусок за куском, отделяя его от других, сопряжённых с ним явлений. И в итоге у нас сложилось такое впечатление. Но потом, когда начинаешь пристально рассматривать это явление, не пытаясь разделить его на составные части и не отделяя от него сопряжённых с ним явлений, возникает ясное видение того, что есть это явление. И тогда восстанавливается истинное понимание того, что есть и как есть. Высветил мнимую змею лучом своего осознанного наблюдения – и понял, что это всего лишь верёвка. И сразу всё встало на место, иллюзии больше нет. И так – с каждым явлением, включая жизнь как единое целостное явление.
Для того чтобы всё это лучше уложилось и закрепилось в сознании, подведём итоги данного наблюдения и исследования. Что у нас получается? Когда ты все тревожащие и беспокоящие тебя явления наблюдаешь, исследуешь при помощи правильно заданного вопроса (направляющего твоё видение) и осознаёшь, тогда они перестают существовать. Куда они уходят? Никуда! Потому что они никогда и не приходили, их никогда не было. У тебя, в результате неверного восприятия, сложился определённый образ этих явлений, и этот образ тебя беспокоил. Именно образ, а не сами эти явления, поскольку сами явления, как потом выясняется, в действительности вовсе не такие, какими ты их воспринимал. И когда ты увидел, как всё есть на самом деле, то образ этого явления перестал существовать. Он просто растворился, как змея в верёвке. В тебе возникло понимание, что это была иллюзия. И это всё. Это и есть освобождение, которого нет, или освобождение от того, чего нет. Только осознанность создаёт освобождение, которое есть чистая ясность, и ничего больше.
Существует множество направлений психологии и придумано множество разных способов, с помощью которых люди пытаются очищать сознание. Постоянно проводят какие-то чистки, всё очищаются и очищаются от разных проблем. А проблемы как были, так и остаются. Годами и даже десятилетиями очищаются, а проблемы всё там же, где и были. Почему? Потому что очищения никакого нет. Нет понимания того, кто и от чего очищается и что есть эта грязь (или проблемы), от которой они пытаются очищаться. Откуда эта грязь берётся в сознании и куда она из него уходит? Этого понимания нет. Но есть множество мыслей на этот счёт, гипотез и концепций, которые посредством проводимых практик проверяются на предмет своей состоятельности, достоверности и действенности. Это не есть освобождение от проблем или страданий. Освобождение, как мы уже выяснили, происходит только в результате осознанности, возникшей в ходе исследования того, кто есть, что есть и как есть. Только это осознание создаёт эффект освобождения, которое на самом деле есть ясное видение того, что есть и как есть. А на месте мнимых проблем остаётся чистое сознание, которое всегда там и было.
Сознание всегда было и остаётся чистым, и потому чистить его не надо! Это не сознание было загрязнённым, это в восприятии, в результате нескольких одновременно воздействующих друг на друга факторов, возникло иллюзорное видение, аналогичное миражу в пустыне или змее в верёвке. Это не есть грязь сознания, которую нужно чистить, это есть эффект восприятия, который нужно прояснять осознанным наблюдением. Поскольку восприятие в результате возникших в нём волнений оказалось искривлено, то сложилось иллюзорное видение, аналогичное миражу, что и создало в уме (сознании) сумятицу. В итоге этой сумятицы происходит вера в иллюзию как в реальность и закрепление этого восприятия в сознании в качестве памяти. А когда посредством ясного, осознанного наблюдения восприятие восстанавливается, сумятица расходится, ум, или сознание, разравнивается, и ничего не остаётся. Не было никакой грязи и не было никакого очищения. Возникала иллюзия, которая растворилась. Только таким образом происходит освобождение как чистое растворение спонтанно возникших иллюзий. Никакого другого освобождения нет. А то, что некоторые считают освобождением, есть замена одних иллюзорных образов на другие. Истинное освобождение, которого нет, происходит только в результате осознания того, что есть и как есть. Это освобождение и есть окончательное понимание, и только оно является освобождением от страданий.