9. Исследование посредством наблюдения
В ходе наших исследований есть одно обстоятельство, которое нужно усвоить для себя как аксиому, это – как и посредством чего происходит самоисследование? И хотя мы уже говорили об этом, но, как учит нас народная мудрость, повторение – мать учения. Не грех будет и повториться, для того чтобы углубиться. Куда углубиться? В понимание, конечно, ведь мы только им и заняты!
Как мы уже говорили ранее, любое исследование производится посредством наблюдения. Не существует никакого другого способа исследования, помимо наблюдения. Даже если учёные пытаются исследовать какое-то явление при помощи каких-то определённых аппаратов, приборов или чего-то ещё (например, при помощи реакций между какими-то средами), они только лишь наблюдают за работой этих приборов либо посредством приборов ведут наблюдения за чем-то – за реакциями, например. Приборы, таким же образом, как некое отстранённое наблюдение, следят за происходящим явлением и выдают его данные на экраны и мониторы, за которыми наблюдают учёные. Нет никаких других вариантов для проведения любого исследования, кроме наблюдения. Поэтому, если вам хочется действительно в чём-то разобраться, что-то выяснить или что-то понять, вам просто необходимо провести исследование (или расследование), пронаблюдав нужный вам объект, эффект или явление. Только наблюдение приводит к пониманию, и ничего больше. У нас просто нет никаких других инструментов, кроме наблюдения.
Наблюдение происходит посредством ви́дения и направленного внимания. На нужный объект направляется внимание – и происходит его видение. Удержание видения на объекте и есть наблюдение.
Что такое внимание? Внимание – это процесс вбирания, буквально означает «вбирание внутрь». Иначе говоря, есть некий внимающий – и есть нечто, что он в себя внимает. Именно так, посредством вбирания в себя того, что хочется понять, пронаблюдав это в себе, и происходит исследование.
Слово «наблюдение» означает «находиться в блюдении». Блюсти – значит хранить, придерживать, воздерживаться от остального. Наблюдать – значит удерживать нечто во внимании, воздерживаясь от внимания всего остального. Иначе говоря – удерживание внимания на чём-то одном, на каком-то одном объекте или явлении. Если все эти понятия объединить вместе, то получаем: наблюдение – есть процесс ви́дения, происходящий посредством направления и удержания внимания на каком-то одном объекте или явлении.
В этом случае имеет большое значение вопрос – на чём удерживается внимание? Ответ прост – на том, что тебе интересно, приоритетно, важно. Пока интересно или важно одно, внимание будет удерживаться на нём. Как только интерес к этому сменился и появилось что-то более интересное, более важное, так внимание стразу же перетечёт туда.
От способности длительного удерживания внимания на исследуемом объекте или явлении напрямую зависит углубление внимания в исследуемое явление и достижение наибольшего эффекта исследования. Если тебе это исследование важно, то твоё наблюдение будет меньше отвлекаться на что-то другое и будет больше погружаться и углубляться в исследуемое явление. Если тебе действительно важно пройти в самую глубь исследуемого явления и выяснить его основу, сознание потечёт туда и будет происходить углубление внимания, углубление понимания. Всё зависит от того, насколько тебе это важно, насколько тебе этого хочется. Если тебе это не важно, внимание просто скользнёт по этому явлению и перетечёт на что-то другое – более важное, более интересное.
Это совершенно естественно. Разве твоё внимание сейчас углубляется в пол, стены или потолок? Конечно нет. Но нельзя сказать, что ты этого совсем не видишь и не воспринимаешь. Ты это воспринимаешь, но где-то на периферии, потому что это для тебя сейчас не важно. Точно так же – со всем остальным. Те вещи, которые тебе сейчас не важны, ты замечаешь где-то сбоку, а иногда и совсем почти не замечаешь, они для тебя существуют второстепенно. Разве твоё внимание будет в них углубляться? Конечно нет. Поэтому всё зависит от того, насколько важно тебе то, что ты наблюдаешь. Именно поэтому просто необходимо осознать важность самоисследования, иначе это исследование будет проходить медленно, затруднённо и поверхностно, а значит, и эффект от такого исследования будет слабым.