12. Удерживание внимания
Одной из проблем, которая обязательно возникает в процессе самоисследования, является перескакивание внимания с одного объекта наблюдения на другой. Создаётся впечатление, что внимание на какой-то миг пропадает с того объекта, который только что наблюдался, и неожиданно появляется на другом или теряется вовсе.
В действительности внимание и наблюдение ни на миг не отключаются и никогда не теряются. Вопрос только в том, как это происходит: осознаётся ли само внимание или нет, осознаётся ли момент перетекания внимания с одного объекта на другой или нет? Всегда ли осознаётся то, что заполняет внимание в данный момент? Поэтому когда говорят, что внимание скачет, это не значит, что оно делает какой-то прыжок (разрыв) между восприятием одного объекта и восприятием другого. Оно просто перетекает с одного объекта на другой объект, но только не осознаваемо.
Чаще всего такая потеря осознанности происходит оттого, что во внимании оказываются несколько объектов, и концентрация внимания не одинаково распределяется между этими объектами. В итоге получается, что объекты, на которых внимание сконцентрировано (т.е. собрано и уплотнено) больше, воспринимаются более ярко, более чётко и более осознанно. Распределение концентрации внимания зависит от приоритета (что важнее в данный момент), от привычки обращать внимание на знакомые (привычные) вещи, от интереса и от практики осознанного концентрирования внимания.
Для того чтобы внимание не перескакивало, а точнее, всегда осознавалось и осознанно удерживалось на том, что было выбрано именно тобой как более нужное и более значимое в данный момент, необходимо нарабатывать опыт осознанного удерживания внимания. Это достигается через практику концентрации внимания на чем-то одном, на наблюдении только одного объекта или явления.
Нет нужды специально устраивать себе такую практику в качестве самостоятельной дисциплины. Достаточно проводить её во время самоисследования, т.е. объединять её с самоисследованием. Для этого нужно замечать то, как внимание отвлекается от выбранного тобой объекта наблюдения и перетекает на что-то другое, как во внимании появляются новые объекты, которых не было вначале. Как только ты заметил, что твоё внимание отвлеклось от выбранного тобой объекта или явления наблюдения, так сразу же возвращай его назад и продолжай наблюдение дальше. Постепенно, раз за разом, такая практика приобретёт силу и внимание будет более устойчивым. Но для этого нужно постоянство, постоянная практика самонаблюдения и осознанного удерживания внимания.
Дополнительно к этому можно исследовать причину, из-за которой внимание отвлекается от самоисследования. Главные причины мы уже выяснили, но какая-то из них может оказывать большее влияние на отвлечение внимания. Вот её-то и надо пронаблюдать и исследовать. Это тоже самоисследование. Ты исследуешь себя на предмет того, что тебя отвлекает и почему.
Можно специально наметить себе такое персональное задание, пронаблюдать – почему у меня внимание постоянно отвлекается? Что его отвлекает? Вроде бы я занимался таким интересным и важным для себя делом – и вдруг оказывается, что внимание у меня уже на чём-то другом. Что заставляет его отвлекаться?
Может выясниться, что возник интерес к чему-то другому (более интересному, более важному в данный момент – к мыслям, например), и это отвлекает. Но ведь и другие вещи тоже интересны, почему же внимание отвлекается именно на это? Если это пронаблюдать, то окажется, что существует разный интерес – больше, меньше, приоритетность у интересов разная. Как только ты всё это пронаблюдаешь и выяснишь, так у тебя приоритеты поменяются. Тогда и внимание по-другому будет происходить. Оно тоже будет перестраиваться в соответствии с твоим обновлённым пониманием и практикой самоисследования. А вместе с этим будет совершенствоваться и укрепляться практика осознанного самонаблюдения.
Как уже было сказано выше, наблюдение всегда присутствует в нас. Вопрос в том, осознаётся ли это наблюдение? Ведь даже когда ты спишь и не видишь снов, а полностью растворён в глубоком покое, у тебя в наблюдении присутствует глубокий покой и тишина. Неверно будет сказать, что в этот момент наблюдение отсутствует. Правильнее будет сказать, что оно не осознаётся. А не осознаётся оно потому, что нет никаких объектов, на которых внимание привыкло останавливаться, чтобы внимать их. Но в этот момент происходит внимание глубокого покоя и тишины. Постепенно мы и к этому придём. А пока нужно научиться удерживать внимание на чём-то одном – на том, что ты осознанно выбрал как наиболее важное для себя на данный момент.