Освобождение от личности или образа себя
Путь к осознанию Целостности лежит через освобождение от непониманий. Именно они в сознании человека, которое, есть одно из проявлений Единого Целостного Сознания, создают ощущения дробности и разделённости. Абсолютно все непонимания, какими бы они ни были, являются образами, возникшими в сознании. Все образы имеют чёткие границы и тем самым отделены друг от друга. В целостном сознании, вовлечённом в восприятие множества отделённых друг от друга образов, создаётся впечатление дробности и разобщённости всего, что есть. Всё, что есть, является для восприятия лишь тем, чем оно заполнено, т.е. образами. В результате такой вовлечённости в сознании возникает иллюзия и основой этой иллюзорности являются образы.
Самым главным образом для человека является образ самого себя, называемый личностью или эго. Именно он является самой главной помехой к естественному целостному восприятию. Именно он создаёт в сознании ощущение разделённости на «я» и «всё остальное». И потому, путь к восстановлению целостного восприятия, который, по сути, и есть путь к Осознанию Целостности, заключается в освобождении от образа себя, т.е. от личности.
«Появление обособленного «я» - причина того, почему Истинное Я видится как многое…» (Шри Садху Ом, ГУРУ ВАЧАКА КОВАИ собрание устных наставлений Раманы Махарши).
Прочитав данные строки, может сложиться неверное впечатление, будто бы я призываю к освобождению от образов. Нет, к этому я не призываю, поскольку от образов освободиться нельзя. Такое освобождение может только произойти. Произойти без участия человеческой личности. Произойти так же, как произошло создание образов и вовлечение в них. А поскольку это создавалось не человеком, то стало быть, и освобождение от этого происходит тоже не им. Сам человек есть один большой образ, заполненный множеством других более мелких образов, постоянно поддерживаемых Сознанием в Сознании. Освобождение от образов, являющееся основой для Осознания Целостности, равно как и само Осознание Целостности, происходит не в человеке, а в сознании, проявляющем себя в виде человека. Именно поэтому, в момент такого Осознания возникает ощущение умирания себя как человека и переживается это как собственная человеческая смерть.
Никто из людей не хочет специально умирать. А те, кто хотят умереть, делают это, или пытаются сделать (речь идет о самоубийстве) для того чтобы таким образом, освободиться от страданий, которыми наполнена их жизнь, и которые, как им кажется, они не в силах переживать. Они считают, что умертвив тело, они смогут умертвить страдания. Но это великое заблуждение! Ведь страдание переживает не тело. Не тело страдает! Страдает душа, которая есть не что иное, как проявление целостного Сознания вовлеченного в восприятие образа себя. Но ведь образы, причиняющие страдания душе находятся не в теле. Тело само является одним из таких образов. Эти образы находятся в сознании, вовлечённом в иллюзорное восприятие. И потому, от умирания тела в результате самоубийства, происходит не освобождение от страданий, а вовлечение в ещё большие страдания. Сознание (в данном случае душа) является вовлечённым в образ иллюзорного, обманчивого, освобождения от страданий, в результате телесного умирания. И когда действительного освобождения не происходит, а происходит лишь ещё одно болезненное переживание, возникающее от переживания насильственной смерти, дополняющее существующие страдания, душа оказывается в тяжелейшем состоянии. Именно поэтому во многих культурах, особенно в христианстве, самоубийство считается тяжелейшим грехом, погружающим душу в адские страдания.
Вот, что на этот счёт говорит известный индийский мудрец Рамана Махарши:
«Муки ада ужасают только не знающих природы страдания. Но если кто-то знает, что такое страдание, он будет знать и способ положить ему конец, и, безусловно обретёт своё естественное состояние Блаженства.»
Далее следует дополнение к этому высказыванию одного из учеников Раманы Махарши, Майкла Джеймса: «Тщательное исследование покажет, что природа страдания – появление «я», эго, поскольку страдание не переживается в глубоком сне, где нет никакого эго. Поэтому способ искоренить страдание – не допускать появления эго, которое может быть предотвращено только неусыпным вниманием к Истинному Я. Поэтому исследование «Кто я?» - единственное средство прекращения всего страдания.» (Собрание устных наставлений Раманы Махарши, написанные Шри Муруганаром в ГУРУ ВАЧАКА КОВАИ, изд. Ганга, Москва 2014, стр. 85.)
Освобождением от страданий может быть только Осознание Истинной Природы всего, что есть. В момент такого осознания происходит освобождение сознания от всех накопившихся в нём образов, являющихся основой страданий. Такое Освобождение нельзя сделать самому, оно может лишь случиться. Всё, что человек может пытаться сделать для него, это ощущать в себе стремление к нему (если конечно оно в нём есть), и осознанно стараться следовать этому стремлению.
«Воистину действенный тапас – состояние, в котором освобождаешься от иллюзии глупого эго, утратив чувство деятеля и ведая, что всё является Его Волей. Так следует знать.» (Рамана Махарши, Гуру Вачака Коваи, стр.82)
Некоторые люди считают, что пытаться не нужно, поскольку всё равно от этих стараний ничего не зависит, и даже наоборот, чем больше стараешься, тем больше уходишь в сторону от своего естественного, не иллюзорного состояния. Мой собственный опыт говорит о том, что пытаться и стараться нужно! Сами по себе старания никак не помогают случиться Осознанию и Пониманию, но они помогают понять и осознать собственную тщетность и никчёмность. Только тогда, когда все твои старания, направленные на достижение Освобождения, Осознания и Понимания, исчерпаны, в сознании возникает полнейшая безысходность. Именно тогда, в состоянии полнейшей безысходности и может произойти Осознание того, что есть и как есть, а вслед за ним и Освобождение от всех накопившихся в сознании образов, непониманий и страданий. В очищенном от образов сознании возникает ясность, аналогичная ясному безоблачному небу, где ничто не мешает естественному ви́дению всего, что есть и как оно есть. В результате естественного, ничем не замутненного ви́дения, возникает естественное понимание того, что видится. Это и есть истинное или действительное Понимание, Понимание существующей действительности, или понимание того, что есть. В Целостном Сознании ви́дение не разделено с осознанием и пониманием. То, что видится, сразу же осознаётся и понимается. Это Сознание видит, и это Его ви́дение, есть одновременно Знание, являющееся основой Единого Закона Существования.
Существование так непредсказуемо! Всё, что кажется невероятным и невозможным, в какой-то момент может оказаться реальностью. Все явления, которые сейчас происходят, когда-то ощущались как невозможные и нереальные. Пути Господни неисповедимы! Нельзя говорить о том, что такое явление невозможно, ведь никто не знает планов СУЩЕСТВОВАНИЯ. А ОНО о своих планах нам, не докладывает. ОНО есть ГОСПОДЬ ВСЕМОГУЩИЙ.
Ты не можешь сказать, что «я пробудился», поскольку Я никогда не спало и не спит! Ты не можешь сказать, что «я просветлел», поскольку Я никогда не было затемнено. Ты не можешь сказать, что «я прозрел», поскольку Я никогда не было слепым. Ты не можешь сказать, что «я нашёл себя», поскольку Я никогда не было потеряно и никогда ничего не искало. Ты не можешь сказать, что «я осознал себя», поскольку Я никогда не теряло осознанности. Ты не можешь сказать, что «я нашёл Истину», поскольку Я и Истина ОДНО ЦЕЛОЕ и никогда не были разделены. Вся задача духовного поиска заключается не в поиске чего-то ВЫСШЕГО, а поиске того, что создаёт ощущение низшего, того, что под видом некоего контролёра пытается постоянно вмешиваться в естественное существование различных проявлений ЦЕЛОСТНОСТИ.
«Если рассмотреть внимательно, промысел Божий сводится к следующему: если появляется эго, появляются все вещи (включая страдания, прим. автора); если оно сходит на нет, все они сходят на нет». (Рамана Махарши, Собрание устных наставлений)