Глава 3. Природа движения
В движении, говорил дед, Андрей, скрыта великая сила жизни. Если хочешь быть сильным и здоровым, двигайся. Но двигайся естественно, как бы отдаваясь движению, наблюдая его и наслаждаясь им.
Движение по своей природе текуче. Это его основное свойство. Многие путают движение с перемещением, но это разные вещи. Движение - это среда, подобная воде, воздуху, огню, или земле, только более тонкая. Это течение сознания.
Благодаря движению все остальные стихии оживают. Они приходят в движение и частицы их начинают перемещаться. Движение является более тонкой стихией из всех стихий. Оно пронизывает и наполняет собой все остальные стихии. Благодаря ему, все в мире течет и перемещается. Вода течет, огонь течет, воздух течет, земля наполненная движением тоже течет, планета наша тоже постоянно течет вокруг солнца. Жизнь наша тоже течет. И течет потому, что в ней присутствует движение. Бог, Единый Дух, или Единое Сознание являет себя в этом движении.
Вся наша жизнь наполнена движением. Вся вселенная наполнена движением. Искусство жить напрямую зависит от искусства видеть и понимать движение, от умения использовать его, или точнее находиться в нем. Если хочешь понять жизнь, пойми движение, без него жизни не существует. Жизнь возникает только там, где есть движение. Нет движения – нет жизни, говорил постоянно дед Андрей. Перемещения могут быть, а жизни нет. Перемещения могут быть и по инерции.
Перемещение – это перемена мест каких-либо предметов или частиц. Для того чтобы эти частицы начали перемещаться, нужен толчок. Этим толчком и является возникшее в пустоте движение. Оно подхватывает частицы и несет, заставляя их перемещаться. Потом, это движение заканчивается, а предметы какое-то время продолжают перемещаться по инерции, пока не остановятся совсем. Конечно, это тоже движение, но угасающее, заканчивающееся, в нем нет силы.
Для того чтобы этот толчок произошел, и появилось движение, нужна сила, которая создаст, или вызовет движение.
Сила рождается сознанием, точнее возникает в сознании как некий импульс к действию. Собственно говоря, сознание и есть сила, единственно существующая сила, из всех воспринимаемых нами сил. Сила управляет движением, она проявляет себя через движение, она его и создает. Движение есть проявление силы. Оно наполнятся силой, и в зависимости от этой наполненности может быть более сильным или менее сильным.
Многие люди разделяют силу на светлую и темную. Они считают, что управляют этими силами светлые и темные духи. Но в действительности, ни темных, ни светлых сил, нет. Темными или светлыми они являются лишь для человека, придающего этим силам определенную окраску. Сама по себе сила не имеет окраски, она безличностна, так же как и проявляющий себя в этой силе Божественный Дух, в основе которого лежит Я. Сила просто есть. Она необходима для существования вселенной. Без нее не будет движения, а без движения не будет и вселенской жизни. Но она безличностна, также как и вселенская жизнь. Жизнь просто есть и она ничья. Она есть проявление свободы.
Что такое жизнь? И что такое свобода? На эти вопросы нельзя ответить просто словами. Ответом на них может быть только понимание, возникшее в результате полученного опыта. Иначе говоря, нельзя понять, что есть жизнь, не проживая ее. И нельзя понять, что такое свобода, не ощущая этой свободы, не ощущая эту свободу в себе и себя этой свободой.
Для того чтобы понять, что такое жизнь, нужно направить внимание на то, что является ее основой - на движение, на силу, на сознание, на Я, которое есть абсолютная Свобода.
Движение – это среда, свойством которой является текучесть. Проявление естественного природного движения мы можем видеть в течении воды, воздуха, или огня. Вода, так же, как и огонь, и воздух, течет волнами. Если обернуть взгляд внутрь себя, то можно увидеть и почувствовать такие же волны, растекающиеся в разные стороны в зависимости от направления протекающих сквозь тело, движений.
Если хочешь понять и освоить движение, говорил дед Андрей, отдайся ему. Отпусти свое тело, расслабься. Тело сразу начнет падать вниз. Причем не просто падать, а стекать. Но ты не падай, а подхвати свое тело видением. Сделай это так, будто находишься в воде. Будто это не ты, а вода его подхватила и волной направила его вверх. Сам же ты, только видь это, видь и делай так, будто бы не делаешь ничего совсем. Увидел и сразу же сделал. Пусть видение действует само и не расходится с воспринимаемым тобой действием.
Для наглядности можешь представить себя водорослью, тянущейся со дна реки. Вода течет и колышет водоросль, которая есть все твое тело. Колышет руки, ноги, туловище. Увидь и почувствуй, как движение волнами проходит сквозь твое тело, подхватывая его. Увидь, что оно и есть та вода, которая течет сквозь тебя и тебя же окружает. Сама водоросль ничего не делает, она лишь соответствует влекущему ее течению воды, т.е. движению. Старайся не просто отдаваться этому движению, научись видеть его, и управлять им. Направляй его своим вниманием и по своему хотению туда, куда ощущаешь нужным. Для начала научись направлять его в разные части тела. Пусть все тело наполнится движением, а вместе с ним и новыми силами жизни. В этом и заключается основа «Волнований».
Так я и делал. Причем делал на протяжении нескольких лет. А потом неожиданно забыл. Забыл вместе со всем, что было связано с дедом Андреем. Но забыл, как оказалось, не навсегда.
Я вспомнил о Волновании в 1991 году, когда занимался китайской гимнастикой тайцзи-цюань, приехав из Москвы, от одного известного, мастера тайцзи.
Я находился у себя дома, стоял посреди комнаты, расслабившись, собираясь делать одну из форм тайцзи, как вдруг тело мое стало делать что-то другое, немного похожее на тайцзи, но совсем другое. Меня это поразило. Я, не останавливаясь, продолжал делать то, что делало мое тело, и одновременно наблюдал за этим. А делало оно что-то до боли знакомое, причем очень уверенно и как бы на автомате.
Что же я такое делаю? – спросил я сам себя. Волнования - ответилось откуда-то изнутри. Ага, думаю я, это, наверное, такое произвольное упражнение тайцзи-цюань, а волнование – это один из главных принципов тайцзи. В движении стать плавным, как вода.
Чувствую – нет, что-то не то, явно не тайцзи. И тут меня как током пробило. Я вдруг увидел себя, стоящим рядом с дедом и выполняющим вместе с ним эти движения. Все тут же восстановилось. Я вспомнил, что дед практически никогда не болел и не ходил в больницу. Он постоянно делал разные упражнения. Каждый день, по 2 – 3 раза он делал зарядку. Он говорил, что если хочешь быть здоровым - делай зарядку, двигайся и заряжайся. Если заболел – не лежи много, двигайся и заряжайся. В этом есть сила. Войди в движение, наполнись силой.
Человек живет благодаря движению. Когда человек перестает двигаться, он умирает. Он живет только потому, что в нем постоянно присутствует движение. Движение – это среда, которая наполняет собой все вокруг. Надо научиться видеть эту среду, научиться чувствовать ее, ощущать ее, находиться в ней своим видением.
В детстве мне было не до зарядки. В кино бы сходить да с друзьями поиграть, но, кое-что из того, что показывал дед Андрей, я все-таки запомнил. В общем-то, я очень любил двигаться, но специально вставать и делать какие-то упражнения мне не очень хотелось. Вот научиться бы хорошо драться, это другое дело. Драться приходилось часто, и не всегда драки заканчивались в мою пользу.
И, тем не менее, мне нравилось заниматься с дедом зарядкой, но больше мне нравилось на него смотреть, когда он занимался. Любимыми его снарядами были: палка-трость, детский резиновый мяч и деревянный стул.
Палку он использовал в основном для разминания тела. Продавливал ею тело и делал с помощью нее разные упражнения. Иногда он крутил ее как саблю, и она свистела в его руках так, что ее почти не было видно.
Мяч он катал по всему телу, ловко направляя его к разным частям волнообразными движениями.
Но больше всего мне нравилось, как он работал со стулом. Это был обычный деревянный стул со слегка прогнутой внутрь спинкой. То, что он с ним делал – было нечто. Он крутил этот стул в руках, крутил его вокруг тела, при этом по-разному разворачивая его и вращая. И все это он проделывал в маленькой комнате, где висела люстра, стояли диван, кровать, стол, стулья, тумбочка и комод, на котором стоял старенький телевизор. За все время я ни разу не видел, чтобы он зацепился стулом или палкой за что-нибудь, находящееся в комнате. У него было потрясающее видение, чувствование и понимание движения.
Его жена, баба Саня запрещала мне брать в руки дедовские снаряды. В моих руках, они из гимнастических снарядов превращались в боевые, постоянно норовя что-нибудь разрушить. Однажды я, насмотревшись на деда, как он ловко крутит в своих руках стул, быстро подбежал, схватил этот стул и резко крутанул его в руках. Стул с грохотом полетел на пол, сбив по пути радиоприемник и настольные часы. Нам с дедом тогда влетело от бабки, и с тех пор мне больше не позволяли заниматься со снарядами в квартире.
Еще дед Андрей много писал. Писал он почти каждый день. Писал свои воспоминания и рассуждения о войнах, в которых участвовал. Писал о русском боевом духе и русских воинских традициях, часто говорил о понимании и о философии жизни. Он мечтал когда-нибудь сделать из этого книгу. К нему дважды приезжали редакторы из какого-то издательства. Один раз при его жизни, а другой раз уже после его смерти. Забрали все его рукописи, и с концами. Я так и не узнал, что это было за издательство и издательство ли вообще.
Дед Андрей много переписывался с разными людьми. Он переписывался с маршалом Жуковым, Рокоссовским, Буденным, Гаем, а также со многими известными и неизвестными мне людьми. С кем-то из них он был знаком лично, а с кем-то только по переписке. Его часто приглашали в разные школы, иногда находившиеся в других городах, чтобы он рассказал о русских воинских традициях и о своих боевых доблестях. Он с охотой ездил, ходил и рассказывал. Школа, в которой я учился, после смерти моего деда, Андрея Саламатина, стала носить его имя. При жизни он часто приходил к нам в школу и был почетным членом школьной дружины.
Дед Андрей за свои боевые заслуги получил немало боевых наград: Орден Ленина, Орден Боевого Красного Знамени, два Ордена Красной Звезды и несколько боевых медалей.
Дед Андрей, кроме любви к воинскому искусству и оздоровительной гимнастике, заложил во мне основы не только видения и понимания движения, но и основы видения и понимания того, что есть.