Освобождение от ума
Не очень приятно думать, что тобой манипулируют, что с самого рождения твоя жизнь предрешена.
А ты так и не думай, зачем ты так думаешь?
Думай как тебе думается. Ведь ты все равно не можешь изменить мысли которые приходят к тебе на ум. Но если у тебя появится желание разобраться с ними, то ты можешь понаблюдать за тем, как они появляются. Откуда они к тебе приходят? Как и где они в тебе появляются? Кто их делает? А потом попробуй оказать воздействие на то, что рождает эти мысли. Может быть тогда придет понимание того, что значит «твоя» жизнь, и «кто» «тобой» манипулирует.
Ум мой манипулирует, кто же еще. Необходимо понять, что ум должен сдаться. И, как правило, ум понимает, что ему необходимо сдаться. Но это означает для ума смерть. А человек с самого рождения приучен использовать только ум. Он с самых ранних лет постоянно болтает с собой. Внутренний диалог включен постоянно и отключается только на время сна. Человек ощущает себя живым только благодаря внутреннему диалогу. Поэтому уму всегда страшно умирать. Ведь он думает, что с его смертью не будет и самого человека! Я считаю, что ум – всего лишь инструмент, всего лишь часть целого. И это необходимо понять.
Да, в целом ты прав. Только вот чем ты можешь понять что ум должен сдаться кроме как не самим же умом?
Конечно, понимание возникает в сознании, и ум тоже является одним из проявлений сознания. Когда происходит понимание того, что ум это всего лишь инструмент, набор функций, то ум не умирает. Он начинает функционировать по-другому. Некоторые его функции в нем перестают существовать и отваливаются за ненужностью. А некоторые остаются до самой смерти тела.
Выйти за пределы ума вовсе не значит уничтожить или убить ум, нет. Ум нужен, и убить его никак нельзя. И он не умирает, хотя бы потому, что умирать там нечему. Это всего лишь набор образов, являющихся отражениями реальной действительности. Часть этих образов остается и используется организмом, а часть растворяется за ненужностью. Часть операций происходящих в уме так же перестает производиться, а часть операций необходимых для выживания тела остается. Если бы ум полностью перестал функционировать, то человек превратился бы в «овощ» и не смог бы даже разговаривать.
Ум конечно нужен, нет ничего в этом мире ненужного. Все что есть нужно, но мир не стоит на месте, он постоянно меняется. И в результате этого изменения меняются и многие из его проявлений. В частности происходят изменения в работе ума. Чтобы такие изменения, о которых ты пишешь, произошли, фокус внимания должен переместиться от личностного сознания в безличностное Сознание, т.е. выйти за пределы ума. Но это явление не относится к компетенции ума, и ум ничего не может сделать чтобы выйти за пределы себя. Такое явление может случиться если ум, хотя бы на время, успокоит свою бурную деятельность. Именно эта бурная деятельность ума удерживает внимание на себе и не позволяет ему свободно растечься за пределы личностного восприятия.
Иногда может случиться и такое, что в уме происходит понимание того, что он «слишком много работает», и некоторые действия производимые им вовсе не нужны и можно вполне обходиться без них. Он начинает успокаиваться и в результате его успокоения, фокус внимания расширяется и перемещается за пределы личностного сознания в безличностное. Тогда и происходит осознание всего что есть, или того что есть «Я». Это и называют просветлением или окончательным пониманием, или освобождением от ума.
Вы пишете: «Рамеш внимательно выслушал меня, и потом с очень серьезным видом неожиданно ответил мне – А кого это волнует?
От такого неожиданного ответа мои оставшиеся мозги развернулись на 180 градусов. Сознание раскрылось и я увидел в себе то место, откуда шел этот вопрос. Там, в этом месте как будто находилась какая-то плотность, похожая на комок напряжения, которая в момент направления на него моего внимания сразу же растворилась. Рамеш своим вопросом направил мое внимание именно туда, откуда этот вопрос и шел. А шел он из моего «знахаря», которому необходимо все знать и все необходимо разложить по полочкам. Именно он во мне и задавал этот вопрос».
То что растворилось и было умом?
Да, но только не всем умом, а его частью. Именно из таких частей и состоит ум. То, что растворилось от направленного внимания и понимания, было одним из образов себя. Этот образ был довольно большим. Он включал в себя множество более мелких образов: образов того, что значит знающий человек, как он должен себя вести, какие действия должен совершать, как и о чем думать, что и как делать, и т.д., и т.п.
Такие образы являются по сути своей уплотнениями сознания в сознании. Когда происходит видение, понимание и осознание этих образов, то вся их плотность начинает распускаться и растворяться. Сознание становится более тонким, более прозрачным и более ясным.
Я этот комок часто чувствую, и боюсь от него освободится, так как считаю его собой.
Этот страх возникает от непонимания. Ты ни есть этот комок плотности, являющийся всего лишь образом. Ты вообще ни есть образ. Ты есть То, в чем все эти комки-образы находятся. Поэтому освободиться от себя ты не сможешь. Ты вообще ничего не можешь сделать с собой кроме как просто быть. Поэтому не беспокойся ни о чем, и не бойся потерять что-либо из того, что привык считать собой. Ты всегда есть, и ты всегда есть Ты, и Это потерять невозможно.
Вчера ночью экспериментировал с этим «комком», концентрировался на любви к себе и всему миру, и тут происходило следующее, что и происходит сейчас:
Этот «комок» незаметно для меня уводил мои мысли (или я сам отдаю ему внимание?) в другую сторону он показывал мне ситуации когда эта моя любовь ко всему является слабостью, показывал ситуации где меня осмеивали показывал мысли других людей вызывая во мне неприятные чувства и эмоции, потом была вторая часть сериала он показывал мне, как можно поступить, будь я на его стороне, ситуации типа разборок где я выкручивался используя укоры и мнимую мудрость, строгость…
Иногда пробивалось понимание что впереди смерть и не имеет никакого значения какое положение в обществе ты занимаешь, что о тебе думают, ведь всё это временно. И тогда напряжение в голове ослабевало, и я сильнее чувствовал тело, наступал приятный покой.
Но потом я начинал чувствовать, что мне чего-то не хватает, и опять появлялся комок. Неужели я сам не хочу любви и покоя, почему я вообще с кем - то должен бороться внутри себя? Чувства слабости которые он во мне вызывает, имеют всё меньшую и меньшую силу надо мной.
Потом пришла мысль - кто я? Если Я выбираю между любовью и страхом, но я не то и не другое, то кто я? Но я чувствую, что пока этот вопрос поверхностный.
Иногда Этот «комок» всё-таки не против любви. Иногда в обществе любовь очень сильно разгорается, и я вижу по всем, что они чувствуют эту любовь, и тогда я начинаю отдавать внимание мыслям типа: они подумали что ты хороший, они думают что ты крутой ... и любовь проходит.
Правильно наверное говорят - «ты там где твоё внимание».
Вы, Евгений пишете: «Да, но только не всем умом, а его частью. Именно из таких частей и состоит ум. То, что растворилось от направленного внимания и понимания, было одним из образов себя. Этот образ был довольно большим. Он включал в себя множество более мелких образов: образов того, что значит знающий человек, как он должен себя вести, какие действия должен совершать, как и о чем думать, что и как делать, и т.д., и т.п.»
От моего внимания, он не то что не растворялся, он становится больше. Я как бы борюсь с ним, или это не внимание а вовлечённость, в чём разница? Я должен понять то, что я не есть образы меня? Должен ли я задавать эти вопросы себе и отвечать на них сам?
Безусловно это был интересный эксперимент. Но все же ты делал совсем не то, о чем говорил я. Ты вместо того, чтобы попытаться понять, что есть этот комок в тебе, чем он по сути является, и почему появляется страх при мыслях об освобождении от него, пытался концентрироваться на любви к себе и ко всему миру. И вместо исследования, результатом которого могло стать понимание своей истинной природы, ты занимался концентрацией внимания на различных образах.
Ведь что такое твоя концентрация на любви к себе и ко всему миру? Множество образов объединенных между собой. В это объединение образов входят:
1. Образы любви, которую ты представлял себе в виде каких-то определенных чувств некогда испытываемых к кому-то;
2. Образы себя, которого ты пытался любить;
3. Образы мира, который ты пытался любить;
4. И образ тебя который пытался любить некоего себя и некий мир.
Это значит, что все твое внимание было заполнено переживанием этих образов. И как через все это ты мог исследовать и разобраться с тем, что тебя беспокоило?
Ты не исследовал причину беспокойства, а уходил или стекал с нее в более приятные впечатления. Ты делал совсем не то, о чем говорил я. Я говорил об исследовании себя, того себя, которого ты воспринимаешь как «я». Посредством такого исследования может произойти осознание того, чем действительно являешься ты.
В твоем случае произошло не исследование, а вовлечение в переживания, переживания некой любви к имеющемуся в тебе образу себя и образу мира. Именно поэтому вместо понимания у тебя стало возникать непонимание, выраженное во множестве появившихся вопросов.
Это был хороший опыт и он явно пойдет тебе на пользу. Теперь ты можешь с учетом этого опыта проделать следующий опыт, направленный на осознание себя.
Попробуй направить внимание на этот неприятный по ощущениям «кусок тебя» и попробуй понять - чем он для тебя является?
Затем, направь внимание на то место, то пространство в себе, в котором находится этот «неприятный тебе кусок»?
И после всего этого, направь внимание на того, кто испытывает эти неприятные ощущения, на того, кто наблюдает за всем этим, на того себя, в ком все это находится? И после всего этого напиши, что у тебя получилось.
Ты пишешь: «Этот «комок» незаметно для меня уводил мои мысли (или я сам отдаю ему внимание?) в другую сторону он показывал мне ситуации когда эта моя любовь ко всему является слабостью, показывал ситуации где меня осмеивали показывал мысли других людей вызывая во мне неприятные чувства и эмоции, потом была вторая часть сериала он показывал мне как можно поступить будь я на его стороне, ситуации типа разборок где я выкручивался используя укоры и мнимую мудрость, строгость».
Вот видишь, о чем я и говорил, ты был вовлечен в различные образы различных переживаний. Иначе говоря, ты переживал множество находящихся в тебе образов прошлого, связанных с образами любви. И все остальное написанное тобой является подтверждением этого. Попробуй проделать предложенный мною опыт.
«Комок» этот - это беспрерывный поток мыслей, мыслей о прошлом и о будущем, я чувствую его в висках, я считаю его собой. Вообще оказалось, я считаю себя - как чувство этого комка и мышц лица, то есть телом. Но иногда, когда я работаю и наблюдаю за собой, я не ощущаю себя комком. Бывают моменты когда я вижу что я не мысли, я слышу мысли не прерывая их и вижу как тело двигается само по себе. Но эти моменты быстро проходят, наверное потому что я жду, что, что-то должно произойти.
А иногда когда пытаюсь заснуть и бесконечные мысли не дают этого сделать, бывает момент когда уходят мысли и этого комка нет, и я открыт. Но я сразу хватаюсь за мысли и закрываюсь, вроде не боюсь, это происходит как-то автоматически.
Вообще я понял, что чтобы я ни делал я всё время чего-то ожидаю, как можно не ожидать, ведь ты заранее знаешь для чего ты это делаешь?
Все это хорошо, но мой ответ остается все тем же. Направь внимание на то место, то пространство в себе, в котором находится этот «неприятный» как ты пишешь «комок». Осознай его как то, что находится в тебе. И после этого, направь внимание на того, кто испытывает эти неприятные ощущения, на того, кто наблюдает за всем этим, на того себя, в ком все это находится. Ощути, осознай Себя тем, кем Ты в действительности являешься. КТО ТЫ?
Да, Евгений, согласен. Пора заканчивать болтовню.
Конечно, чем просто болтать, не лучше ли будет заняться делом.
Пора возобновить мою болтовню.
Кто Я? Этот «комок» не единственное что Я чувствую. Это как если я кладу руку на стол и чувствую стол, то это не значит что я стол, так же и с телом. То что я считаю собой - это чувства, но если есть чувства должен быть кто-то, кто их чувствует?
Недавно в голову пришла мысль - вот то, что я сейчас вижу перед собой - кто это видит? Когда я себя это спрашиваю, то что-то сразу указывает на чувство лица и вообще чувство тела, но это тоже только чувства их тоже кто-то чувствует.
Просмотрел анатомию, оказывается глаза сами по себе не видят, также как и тело само себя не чувствует, глаза посылают сигнал в мозг, то есть мозг видит. Но вижу Я, это же не значит что я мозг? От этого вопроса мои мысли останавливаются и я чувствую что «комок» рассасывается.
Вы где-то писали: «не имеет значение что попадает в фокус твоего внимания - всё наблюдается». Раньше я чувствовал одно, теперь я чувствую другое, но я не вижу того, кто чувствует, слышит, видит.
Вроде я понимаю что это уже я, но каждый раз когда я говорю Я, это Я липнет к телу-уму. Если я уже тот кто чувствует, видит, слышит мысли (иногда, в основном считает их собой) ... то как и чем Я могу себя осознать? Кто будет направлять внимание?
Я принимаю чувство тела и мысли за себя, потому что это то, что я вижу, я ведь не вижу того кто видит. Запутался.
Вопрос. Что значит обратить внимание или вернее как обратить это внимание?
«Мудрый Рам Цзы смотрит на тебя, и загадочно улыбается. Рам Цзы знает... твои лучшие намерения бросили тебя в дерьмо. Истину тебе заслоняет все то, что ты знаешь, все то, что почитаешь священным. Если ты искренне хочешь увидеть, как солнечный свет играет на листьях, у тебя должны быть чистые окна. Рам Цзы спрашивает: кто делает окна?»
А зачем возобновлять болтовню? Лучше уж помолчать, чем болтать попусту. Если все, что ты здесь пишешь болтовня, то зачем мне нужно отвечать на нее?
Я не намерен отвечать на болтовню и поэтому мой ответ адресован не тому, кто болтает, а тому кто хочет понять.
То, что ты здесь написал действительно является болтовней, болтовней тебя с самим собой. Эта болтовня происходит в твоем уме и ты вытащил эту болтовню сюда. Но ведь я говорил тебе не о вытаскивании умственной болтовни наружу, а об исследовании природы себя.
Я предложил тебе проделать очень конкретную вещь, причем предложил тебе два раза подряд, а ты вместо этого опять решил продолжить свою болтовню.
Я предложил тебе направить внимание на то место, то пространство в себе, в котором находится этот «неприятный тебе комок». Но ты ничего не пишешь об этом пространстве, о видении его, о наблюдении за ним, об исследовании его. Вместо этого ты пишешь, что ты, кроме этого «неприятного комка» еще много чего чувствуешь. Ну и много тебе дало такое мудрое умозаключение? Много ли это умозаключение добавило к твоему пониманию?
Далее, я пишу тебе: «И после всего этого, направь внимание на того, кто испытывает эти неприятные ощущения, на того, кто наблюдает за всем этим, на того себя, в ком все это находится?» На это ты отвечаешь:
«Недавно в голову пришла мысль - вот то, что я сейчас вижу перед собой - кто это видит? Когда я себя это спрашиваю, то что-то сразу указывает на чувство лица и вообще чувство тела, но это тоже только чувства их тоже кто-то чувствует. Просмотрел анатомию, оказывается глаза сами по себе не видят, также как и тело само себя не чувствует, глаза посылают сигнал в мозг, то есть мозг видит. Но вижу Я, это же не значит что я мозг?»
Но разве я говорил тебе о том, чтобы ты что-то спрашивал у себя? КАКОЙ ты и у КАКОГО себя все это спрашивал? Тот, который не достаточно умный, у того, кто шибко умный? И что, в результате всего этого, твой «шибкоумный» тебе ответил? - Запутался.
Разве я говорил тебе, чтобы ты обращался с просьбами к своему уму и получал от него ответы? Нет! Я говорил тебе чтобы ты обратил внимание на нечто конкретное, явно и однозначно существующее и присутствующее во всем, во всех твоих действиях, чувствах, ощущениях. Для этого вовсе не надо умничать, т.е. вовлекаться в работу ума. Ум задает вопросы уму и тот ему на них отвечает – вот что получается.
Ты спрашиваешь: «Что значит обратить внимание или вернее как обратить это внимание?»
И здесь я вижу только умничанье и ничего больше. Почему я так говорю? Да потому, что ты прекрасно знаешь как направлять внимание! Ты это делаешь такое количество раз на дню, что и сосчитать невозможно. Ты постоянно обращаешь или направляешь внимание то на одно, то на другое, то на третье, а потом спрашиваешь меня – Что значит обратить внимание и как обратить внимание? Тебе не смешно самому-то?
В общем, мой ответ тебе будет все тем же, что был раньше. Направь внимание на исследование того, что есть Я. Проделай предложенный мной опыт.
Согласен с вами, Евгений, я каждый раз ухожу от этого опыта. Мне хочется поболтать, хочется чтобы мою болтовню одобрили, хочется чтобы кто - то сказал «Совершенно верно» или «Ты уже близко». В общем я рисовщик.
Спасибо Евгений, как проделаю то что вы предложили, напишу. Выглядит это как одолжение, но это надо мне а не вам, спасибо за терпение.
Забудь про всю свою болтовню, забудь про рисовщика, забудь про желание получить одобрение и забудь про одолжение. Не обращай внимание на то, как все это выглядит и выглядело. Никто ни кому ничего не должен и никто никому не делает никакого одолжения. Все происходит так как происходит, и именно так и должно происходить. Ни ты, ни я не имеем над этим происходящим никакого контроля. Мы можем только свидетельствовать происходящее, получая от этого разные впечатления.
Попробуй осознать это свидетельствование. Осознай того, кто все это видит, свидетельствует и осознает. Только это осознание поможет тебе по настоящему освободиться от всех твоих беспокойств, являющихся в действительности только беспокойствами ума.