Наблюдение

Интересно. Подобное ощущение продолжается уже несколько недель. Примерно это выглядит так: шум не дает спать. Наряду с приятием этого шума возникает мысль, что не надо пытаться заснуть, а надо заняться медитацией и успокоением ума, мешающего спать. При этом шум воспринимается как знак, что - ли. Утром прослушал будильник, но прилетела галка и заорала в форточку. Воспринимается также как голос «Бога», если хотите. С пониманием, приятием и благодарностью. Мир заговорил.

С приветом, Ди.

Все хорошо, Ди, только не надо заниматься успокоением ума. Если ты будешь пытаться его успокаивать как-то, то он не будет успокаиваться. Чем больше ты будешь пытаться его успокоить, тем больше беспокойства будет в нем возникать.

Ну и потом, чем ты будешь его успокаивать, кроме как не самим же умом?

Его не надо пытаться успокаивать, он успокоится сам, когда придет понимание того, что нет никакого обособленного я, нет никакого самостоятельного делателя, что он не нужен, что все прекрасно происходит и без него. Он может отдыхать. И как только он успокоится и ощутит блаженство от недеяния, то он сам не захочет убегать от этого блаженного покоя.

По началу, какое-то время, ум по привычке будет пытаться «поработать», поучаствовать в деятельности, и будет «показывать себя», но потом, понимая бессмысленность этих действий будет все больше и больше успокаиваться, и все реже и реже беспокоиться.

Поэтому, не надо его пытаться успокаивать специально, просто наблюдай за ним, за его деятельностью. Он сам успокоится. Ты не можешь его успокоить насильно. Хотя бы потому, что никакого тебя нет, как ты сам это начал ощущать и понимать, а ТОТ что есть, не волнуется по поводу ума. Он вообще никогда и ни от чего не волнуется.

Как-то, во время своего второго приезда в Индию, я задал Рамешу вопрос о том, как проходило успокоение ума в его случае. Разговор был коротким и я приведу его полностью. Он как раз имеет прямое отношение к данному разговору.

Я начал этот разговор с того, что описал видение и понимание того, как происходило успокоение ума, в моем случае. Начал я его так:

- С приходом понимания и осознания, наступает успокоение ума.

- Да, это так, ответил Рамеш.

- Но какое-то время в уме, как бы по привычке, продолжают возникать какие-то беспокойства или волнения.

- Совершенно верно.

- Постепенно этих беспокойств становится все меньше и меньше и наконец они вовсе перестают возникать и ум полностью успокаивается.

- Совершенно верно.

- А как в вашем случае происходило успокоение ума?

- Как правило все происходит именно так, как ты описал. Но в моем случае было несколько иначе. Я уже родился со знанием того, что все в жизни предрешено и от меня ничего не зависит.

В твоем, или в чьем-то другом случае это может быть иначе. Никто не знает заранее как будет происходить успокоение ума в каждом конкретном случае, и сколько на это потребуется времени. У кого-то это может быть почти мгновенно, у кого-то на это потребуется 6 минут, у кого-то 6 дней, у кого-то 6 месяцев, а у кого-то и 6 лет. Ни кто не может сказать заранее, кому и сколько потребуется на это времени. Важно, что это происходит. Ведь даже если у человека произошло интеллектуальное понимание, то он все меньше и меньше будет вовлекаться в игру жизни, и ум его будет все больше и больше успокаиваться.

В любом случае, с приходом понимания беспокойств становится все меньше и меньше. Ты ведь не можешь сказать, что беспокойств у тебя стало возникать больше?

- Конечно нет.

- И чем меньше становится беспокойств, тем больше происходит ощущение покоя.

- Да, именно так.

- Если в уме, время от времени возникают или будут возникать какие-то беспокойства, их надо просто наблюдать. Все равно больше ничего не остается. От этого наблюдения они будут быстрей растворяться. С приходом понимания они вообще перестают иметь хоть какое-то значение и покой начинает распространяться все больше и больше, создавая все большее ощущение гармонии в твоей повседневной жизни. Со временем беспокойств становится все меньше и меньше и затем они полностью перестают возникать. Сколько на это уйдет времени уже не имеет значения. В каждом случае это происходит по-разному. В моем случае это происходит так, в твоем, это происходит по-другому, в чьем-то еще, это будет происходить еще по-другому. То, как это происходит абсолютно не имеет никакого значения.

- Да, согласился я, это действительно так, и то, как это происходит в каждом конкретном случае абсолютно не имеет никакого значения.

Поэтому, еще раз обращаю твое внимание на то, что не нужно пытаться как-то специально успокаивать ум, он успокоится сам, и успокоится тогда, когда этому придет время.

Неизменным остается только сам процесс наблюдения.

Это так. При чем он не прекращается никогда, даже во время глубокого сна. Многие люди думают, что во время глубокого сна наблюдение не происходит, поскольку нет явно видимых объектов. Но это не так. Во время глубокого сна наблюдается чистый покой.

Недавно в процессе выполнения дыхательных упражнений произошло наблюдение того, как тело свалилось без сознания. Я немного переборщил с упражнением, добавив новые элементы, которые сильно усилили эффект. Самое важное - наблюдение не прекратилось, когда мозг выключился наверное... осталось только ощущение существования и белесая пелена, на некоторое время. Потом постепенно как из тумана проявилось все воспринимаемое.

Да, действительно интересное наблюдение. А зачем ты вообще занимаешься такими дыхательными упражнениями? Что хочешь с их помощью получить?

Теперь часто возникает потребность в теле сделать то или иное движение с задержками дыхания и, или глубоким полным дыханием. Это благотворно влияет не только на тело, но и на уровень осознанности, яркости восприятия. Процесс наблюдения, если он есть, становится глубже, если нет - это способствует его возвращению. Эти дыхательные упражнения вырывают сознание из состояния тупости, свойственного мне.

А что вообще такое осознанность в твоем понимании?

Это заблуждение, что на уровень осознанности влияют дыхательные упражнения. На осознанность может повлиять только понимание. В результате наблюдения за дыханием может произойти понимание, но и в этом случае неверно будет сказать, что дыхание повлияло на понимание или осознанность.

В результате задержек дыхания постепенно задерживаются мысли, и ум немного успокаивается. Это создает ощущение увеличения осознанности и углубленности наблюдения. Но наблюдение не может углубиться, оно постоянно. Оно так же не может прерваться. Оно существует непрерывно и всегда.

Дело в том, что обычно человек не замечает постоянно присутствующего наблюдения. В фокусе его внимания оказывается множество находящихся в уме мыслей. Но ведь все эти мысли наблюдаются! Состояния которые переживает человек за всей кажемостью непонимания или неосознавания их, тоже наблюдаются. Все происходящие с человеком явления тоже наблюдаются. Так же постоянно наблюдаются и все видимые объекты.

Наблюдение настолько привычно и постоянно для человека, что он попросту его не замечает. И лишь обращение внимания на постоянно происходящее наблюдение возвращает ему понимание того, что оно есть. Но ведь оно всегда и было и никуда не девалось. Именно увлеченность человека внешними видимыми явлениями отводит внимание от постоянно присутствующего наблюдения и создает иллюзию некоего самостоятельного объекта, такого же как все остальные объекты.

Есть еще одно, при смотрении с более высокой перспективы:

Эти упражнения развиваются по какой-то своей линии. Не ясно к чему они должны привести. Но четкость движения видна.

Это опять иллюзия. Кто определяет - что является высшей или низшей перспективой? И перспективой чего?

То, что они соответствуют какой-то своей программе, или линии - это факт. Но не факт, что они к чему-либо тебя ведут. Какого ТЕБЯ они ведут и к чему?

Ты прав в том, что четкость движения видна. Это тоже факт. Ведь все действия случаются именно потому, что они наполнены движением. Но куда направлено это движение? Куда направлено движение реки? А куда направлено движение ветра? А куда направлено движение волн в океане? Зачем, для чего?

Не пытайся ждать или получить каких-то результатов от того, что делается. Если ты не являешься делателем и автором всех этих действий, то КТО хочет получить какого-то определенного результата? КТО решает каким должен быть результат того, что случается?

Вообще есть еще одна интересная штука. Именно интересная. С развитием наблюдения стало видно, что многие вещи в жизни приходят спонтанно с одной стороны, но и закономерно с другой. Интересно стало, что будет дальше с Ди, т.е. со мной.

Есть какой-то план. Но это явно не план Ди.

В этой спонтанности и заключается закономерность. Но ум пытается объяснить эту закономерность по-своему, якобы соответствующей «его», ума планам.

До тех пор, пока будет существовать некий Ди, ощущающий себя самостоятельным и отдельным существом, у него будут появляться мысли о том, что с ним станет.

Это напоминает диалог. Диалог с миром? Чушь. Нет никого кто вел бы беседу. Вообще ощущение мира становится таким же иллюзорным как и ощущение «себя» в состоянии глубокого наблюдения.

Мир и маленькое «я» сливаются в своей нереальности - вот, что только и можно сказать.

Вот! Именно! И в этом понимании разве есть какой-то Ди, который может к чему-то стремиться? Разве есть там какая-то высшая или низшая перспектива в развитии этого Ди? И есть ли вопрос - Что со мной станет?

В тот момент не было вопросов... Но был Ди, который нажимал клавиши. И сейчас он есть, и он опять нажимает клавиши. Но кроме Ди тогда было еще что-то - пустота. Огромное пространство пустоты или Ничего.

Все так, но тогда ответь на следующие вопросы - Кто такой этот Ди, который сидит и нажимает на клавиши? И что есть эта пустота? И связаны ли они как-то между собой?

Кто такой этот Ди, который сидит и нажимает на клавиши?

- …

Что есть эта пустота?

- …

И связаны ли они как-то между собой?

- …

С приветом, НЕЧТО.

НЕЧТО посылает привет НИЧТО - весело получается!
Еще веселей получается когда НИЧТО посылает привет НИЧТО.

Да, действительно забавно получилось.

Наблюдение вовсе не такая простая штука. Вот что обнаружилось.

Частенько «личность» выступает в образе наблюдателя. Молчит так себе тихонько и наблюдает. Это не наблюдение. Как отличить? Наблюдение личности тяжелое. Оно сопровождается ощущением усталости, замкнутости, тяжести и т.д. Не сразу.

Настоящее Наблюдение - это сама легкость. Это отпускание жизни вообще, жизни личности и одновременно приятие их. Эти два движения в Наблюдении всегда вместе. Они и есть одно.

Есть еще один момент. При Наблюдении мысли не прерываются. Они отпускаются. Им позволительно появляться и исчезать как угодно и когда угодно. «Жизнь» не прекращается. Другое дело, что мыслей постепенно само - собой становится меньше, поскольку они остаются без ответа (думательные мысли). Решательные мысли находят реализацию в действии.

Что еще важно! Наблюдение прерывается вовлечением. Показалась мысль - происходит её наблюдение. Как только внимание застревает на мысли - начинается вовлечение. Интересная мысль не правда ли? Нужные мысли переходят в действие. Ненужные, приходят и уходят. Физические и энергетические состояния так же.

Наблюдение это легкость и свобода.

Наблюдение случается, когда нет наблюдающего или оценивающего, фиксирующего, определяющего, думающего о наблюдении. Наблюдение это процесс без всякого «я», которое могло бы сказать, что есть наблюдение и вообще что-то сказать. Наблюдение ничем не связано, ниоткуда не начинается и ни к чему не стремится. Наблюдение сиюмоментно и непрерывно.

Наблюдение случается, когда его не ждешь, когда нет цели и задачи что-то получить, чем-то стать, что-то увидеть и зафиксировать. Целей нет вообще.

И еще, оно есть всегда.

Все это так, но кое-что здесь нужно уточнить.

«Наблюдение случается, когда нет наблюдающего или оценивающего, фиксирующего, определяющего, думающего о наблюдении».

Это не так. Наблюдение происходит постоянно, и оно не зависит от присутствия чувства наблюдателя или оценщика. Оно является, если так можно выразиться, основным качеством или способностью сознания. Оно происходит постоянно и на него ничего не влияет. Именно из-за его постоянства оно не всегда осознается людьми. Все состояния проживаемые человеком, включая мыслительную деятельность, постоянно наблюдаются, именно поэтому человек замечает то, что с ним происходит.

«Наблюдение это процесс без всякого «я», которое могло бы сказать, что есть наблюдение и вообще что-то сказать.»

Наблюдение - это не процесс, это естественность, естьность, то что есть, то что существует независимо ни от чего. Процессом оно стало называться в психологии, как некий психофизиологический процесс, происходящий в теле. Но наблюдение не является психофизиологическим процессом, и никак не связано с телом. Это тело вместе с происходящими в нем процессами наблюдается, но наблюдение не зависит от тела.

«Наблюдение случается, когда его не ждешь, когда нет цели и задачи что-то получить, чем-то стать, что-то увидеть и зафиксировать. Целей нет вообще».

Наблюдение не случается. Оно, как я уже говорил, есть всегда. Оно не зависит ни от целей, ни от задач, ни от чего бы то ни было. Оно просто есть. Оно есть и тогда, когда у тебя есть какие-то цели и задачи, ты же наблюдаешь их, стало быть нельзя сказать, что наблюдение в эти моменты отсутствует. Ты каждый миг что-то наблюдаешь (видимые объекты, чувства, состояния, ощущения, различные телесные и умственные процессы и действия, и т.д.), весь вопрос в том, что осознается во время этого наблюдения?

Что осознается во время этого наблюдения?

Осознаются наблюдаемые объекты - мысли, чувства, эмоции.

Осознается ли сам процесс наблюдения? Иногда и в какой-то мере. Я как раз об этом и писал. В момент когда происходит осознавание наблюдения, наличествует само наблюдение. Но есть и пассивный наблюдающий. Т.е. есть начало и конец «наблюдения».

Что ты имеешь в виду под пассивным наблюдающим? Кто это? Откуда он берется? Где он есть?

Что же касается наблюдения, то у него нет ни начала, ни конца, оно присутствует постоянно, это свойство сознания. Это такое же свойство как и осознание. Сознанию ничего не нужно делать чтобы осознавать, осознание является его свойством. Оно само по себе является постоянным осознанием и наблюдением.

Это можно сравнить с зеркалом, которому ничего не нужно делать чтобы отражать, поскольку отражение является его сутью, так и сознанию ничего не нужно делать чтобы наблюдать или осознавать, поскольку это является его сутью. Ни наблюдение, ни осознание, не могут быть или не быть, и они не могут начаться или закончится. Когда вокруг зеркала находится полная темнота, то это не значит, что зеркало ничего не отражает. Оно отражает полную темноту.

Вы спрашиваете: «Что ты имеешь в виду под пассивным наблюдающим? Кто это? Откуда он берется? Где он есть?»

Это ощущение того, что есть некто кто осознает. Откуда он и где он - вопросы без ответа.

Хорошо. Тогда поразмысли вот над чем: Если есть наблюдение, которое просто есть, само по себе и ни от чего не зависящее, и есть некто, кто осознает это наблюдение, как то, что наблюдение есть, существует некая двойственность. Кроме того, есть и некая оценочность этого некто, который решает что наблюдение есть и что это именно наблюдение, а не что-то другое. Вопросы - Кто этот некто? Откуда он взялся? Где, в каком месте он находится?

Не торопись с ответами, попробуй увидеть, пронаблюдать и понять то, о чем я пишу. Озадачься этими вопросами, пусть они станут для тебя указкой указывающей направление твоего видения и внимания.

Вы пишите: «Наблюдение и осознание являются свойствами Сознания».

В чем их отличие?

Прекрасный вопрос! Для ответа на него я снова прибегну к сравнениям. Наблюдение - это видение, а осознание – это понимание. То, что видится, сразу же понимается. Это одно явления или одно действие, которое не существует в разделенном виде.

Возьмем тот же пример с зеркалом. Для того, чтобы зеркало начало что-то отражать, нужно чтобы что-то перед ним находилось. Можно сказать, что зеркало сначала воспринимает нечто, затем понимает его и возвращает назад. Но ведь зеркало в действительности ничего не принимает, ничего не понимает, и ничего не возвращает. Все эти действия никак не разделены ни в нем, ни между собой, да и действиями как таковыми даже и не являются.

Зеркало ничего не делает. Оно просто есть, и есть такое какое есть. Его естьность условно выражается некими качествами, которые так же условно, именно УСЛОВНО можно выразить в трех действиях – приятие (т.е. вбирание), понятие (т.е. поворачивание принятого), и отражение (т.е. ответ, возвращение принятого на место). В действительности, никакого условного разделения или выражения зеркальных действий нет. Есть некое, цельно существующее явление которое люди называют зеркалом.

Говоря о Сознании, условностей избежать невозможно, поскольку Сознание не обусловлено ничем и его невозможно никак выразить или описать. Все, что бы мы о нем не говорили, будет лишь корявым его отражением, или ложью. Одновременно с этим, все, что только мы можем видеть, слышать, чувствовать и воспринимать в каком бы то ни было виде, все без исключения является проявлением Сознания. Поэтому, с одной стороны можно сказать, что Сознание имеет невероятное множество различных качеств, а с другой, что оно не имеет никаких качеств вообще, поскольку является единым целым и не может быть выражено в виде каких либо отдельных качеств.

Когда зеркало отражает муть это понятно, а когда зеркало само в мути, когда нет ясности осознавания - это вовлеченность?

Если зеркало замутилось или покрылось грязью, его нужно почистить, а если не отчищается, то просто выбросить и купить новое.

Если нет ясности в понимании, нет и осознания. Единственной причиной непонимания является неверное восприятие себя. Это неверное восприятие происходит из-за вовлеченности человека в игру жизни. Единственным способом вывлечения из этой игры, является осознание своей истинной природы, которое происходит мгновенно и бесповоротно. Именно его можно назвать окончательным пониманием, с приходом которого вовлеченность прекращается, а на его месте остается ясное понимание того, что есть.

Ключевые слова: самопознание, что такое наблюдение, самонаблюдение, знание, просветление, ум, целительство, бессмертие, духовность, пустота