Беспокойство ума или плач о неродившемся ребенке

Этот диалог произошел с одним моим другом, которого очень сильно беспокоил вопрос о его просветлении. Это вопрос, как сверлильный станок постоянно сверлил у него в уме, создавая в нем постоянное беспокойство. На мой взгляд он является очень показательным для многих страстно жаждущих просветления людей. Этот диалог был довольно коротким и заключался в следующем.

Однажды ко мне позвонил мой друг и сказал:

- Жень, что-то мне в последнее время стало грустно жить. Грустно оттого, что мне очень хочется просветления, а оно все не случается и не случается.

- А грустно-то от чего? – Спрашиваю у него я.

- Оттого, что просветление вообще никогда может не случиться. Может, подскажешь мне что-нибудь, чтобы я мог поделать чтобы просветление случилось?

- Первое, что я могу тебе посоветовать, это забыть про желание просветления. Это твое страстное желание создает в твоем уме такое сильное беспокойство, которое является одной из основных помех тому, чтобы это явление случилось. Просветление, которого ты так страстно желаешь, является не достижением чего-то, а освобождением от чего-то. Это освобождение от беспокойства создаваемого твоим умом, иначе говоря, это успокоение ума. Поэтому, перестань беспокоиться и направь свое внимание не на достижение этого желания, а на освобождение от него. Направь свое внимание на успокоение ума.

- Я боюсь это делать, потому что я боюсь забыть о просветлении. Мне кажется, что если я про него забуду, то тогда оно вовсе никогда не случится. А когда я про него постоянно помню и думаю, то мне кажется, что я постоянно стремлюсь и иду к нему.

- Этот страх является одним из беспокойств, заполняющих твой ум. Оно мешает твоему уму пребывать в покое. Осознай это, и откинь это беспокойство. Это всего - лишь беспокойство. Оно ничем не отличается от всех других беспокойств. Какая разница о чем ты беспокоишься, о том, что у тебя может не случиться какое-то желаемое и намеченное тобой дело, или о том, что у тебя может не случиться желаемое просветление. И то и другое являются желаниями, запечатленными в твоем уме в виде образов. Они и создают в этом уме беспокойства. Откинь это беспокойство, вместе с создающим его желанием, как и все остальные желания.

Перестань заботиться о просветлении. Пусть оно само позаботится о себе. Не мешай ему. Это явление природы, которое не зависит от твоего желания. Оно произойдет тогда, когда будет все готово к тому, чтобы это явление случилось. Оно может случиться тогда, когда твой организм тела-ума будет к этому готов, и когда возникнут для этого нужные условия. Нужные, не с твоей точки зрения, не потому, что ты так думаешь и считаешь, а нужные для самого явления, для того, чтобы это явление вообще случилось.

Для того, чтобы тебе можно было увидеть сияющее солнце, нужно чтобы тучи на небе разошлись. И оттого, что ты будешь сильно хотеть, чтобы солнце побыстрее появилось, оно от этого быстрее не появится. Ты этой своей охотой только себя измучаешь, что ты и делаешь, мучая себя постоянными мыслями о том, что просветление у тебя никак не случается.

Не бойся забыть о просветлении, потому что ты не сможешь полностью забыть о нем. Просто выкини из своего ума беспокойства о нем. Твой дух, который ведет тебя по жизни, это никогда не забудет. Именно он ведет тебя туда, куда ты идешь, и приводит тебя к тому, к чему ты стремишься. И все твои мысли о просветлении, являются проявлением тяги духа. Пойми это и сними все беспокойства о просветлении, оставь заботу о нем своему духу. Он приведет тебя туда, когда это будет необходимо и сделает это так как нужно. Не мешай ему в этом.

Постарайся не загружать свой ум лишними беспокойствами, а наоборот, освобождай его от существующих в нем беспокойств. Когда его перестанут одолевать беспокойства, тогда и наступит покой ума. До тех пор, пока твой ум будет пребывать в беспокойстве, он не будет пребывать в покое. Это понятно?

- Да, это понятно. Все вроде просто и очевидно.

- Хорошо, тогда выполни следующее. Оберни взгляд внутрь себя, и озадачься вопросами:

1. Что ты хочешь получить от просветления? Зачем оно тебе?
2. Кто хочет просветления?
Направь внимание на поиск ответов на эти вопросы.

- Хорошо, сказал мой друг, и замолчал…

И пока он был занят наблюдением за своим умом и поиском ответов на эти вопросы, ум его начал постепенно успокаиваться. И хоть полного, если так можно выразиться, успокоения ума сразу не произошло, но погружаясь таким образом раз за разом в этот естественный природный покой, ум начинает освобождаться от привычки пребывать в беспокойстве.

Все беспокойства ума являются лишь переживанием образов находящихся в нем и неверным восприятием себя. В момент видения и осознавания действия этих образов, происходит освобождение от них. Втянутое в эти образы сознание освобождается от воздействия этих образов, и возвращается в состояние естественного покоя. Происходит осознание единства, являющегося истинной природой человека.

Это явление имеет несколько названий: Освобождение, Пробуждение, Просветление, Успокоение ума, Осознание себя, Окончательное понимание, и т.д. Это лишь разные названия одного и того же явления. Кому-то его больше нравится называть Просветлением, кому-то Пробуждением, кому-то Покоем ума. Любые названия – это всего лишь названия, это всего лишь отражения реальной действительности. Важно не название, а явление стоящее за ним.

Явление, о котором идет речь, действительно не часто случается. Его нельзя предвидеть или запрограммировать. Оно может случиться, и случиться может когда угодно и через кого угодно. Но стоит ли беспокоиться по тому, что оно не случается и возможно никогда не случится? Это все равно, что плакать о смерти еще не родившегося ребенка, о котором рассказывается в этом анекдоте.

Приходит Ваня на первое свидание к Маше и дарит ей букет цветов. Маша в ответ вдруг начинает плакать.

- Что, спрашивает у нее Ваня, тебе не понравились эти цветы?

- Нет, Вань, цветы мне очень понравились. Они такие красивые и нежные, что я подумала:

Вот мы с тобой начнем дружить, потом поженимся. Потом у нас родится ребенок, мальчик, который будет очень похож на тебя. Он будет такой же шустрый и проворный как ты. И вот однажды, он будет бегать с соседскими мальчишками по крышам домов, и его нога случайно подвернется, и он упадет с крыши на землю и разобьется. И мы будем ходить к нему на могилку с такими же красивыми и нежными цветами как эти.