Великая иллюзия самопознание
В последнее время все больше и больше людей начинают заниматься самопознанием. Все чаще стали появляться различные школы самопознания. Я и сам не избежал этого, и тоже в свое время создал такую школу. Множество ищущих и пытающихся что-то понять в жизни людей начали все больше и больше погружаться в это самопознание. Вот и я, вместе с другими ищущими, так же, в свое время, с головой погрузился в это самое самопознание.
На протяжении почти 30 лет я упорно занимался познанием себя. Началось это со спортивной секции, в которой я начал, как тогда говорилось, «вкалывать над собой». Так, я «вкалывал» используя разные методики почти 30 лет, пока однажды не пришел к такому пониманию, что никакого самопознания не существует. Все что обычно люди называют самопознанием является просто обманкой. Это Великая Иллюзия. Величайший самообман. Морок. Нет никакого самопознания и быть не может.
Но раз такое понятие существует, то что за явление стоит за ним?
Судя по всему означает оно познание себя собой, или сам себя познаю. Вроде бы на первый взгляд это вполне понятное явление. Но если задуматься над этим, то возникают неясности.
1. Кто познает?
2. Кого познает?
Раз в этом явлении участвуют двое (познающий и познаваемое), и оба из них «я», то прежде чем вовлекаться в него хорошо бы разобраться в нем, кто есть кто.
Итак, кто познает?
Познаю естественно я. Но если «я» уже изначально являюсь этим самым «я», то встает вопрос – зачем одному и тому же «я» нужно познавать себя? Я и есть я, что тут не ясного, зачем это нужно познавать? Да и возможно ли это познание? Этим можно только быть. Разве можно познать то, чем ты уже являешься?
Ну, а если это «я» не одно, а несколько, то тогда получается что какое-то одно «я» познает остальные, или остальное. Но это значит, что «я» познает не себя, а других, или другое.
И тогда естественно возникает как минимум 3 вопроса.
1. Кого, или что познает «я»?
2. Если «я» несколько, то как узнать, какое из этих «я» настоящее?
3. И что значит остальные, не настоящие «я»?
Если «я» познает не себя, а других, не важно кого или что, то это уже не есть познание себя. Это есть познание кого-то или чего-то другого. Это не самопознание.
Если же все-таки «я» одно, то как оно может само себя познавать?
Для познания чего-то или кого-то нужны как минимум двое – познающий (субъект) и познаваемое (объект). Нужно иметь некую отстраненность от того что познаешь, нужен взгляд со стороны. Но если «я» одно, то как оно может взглянуть на себя со стороны. Разве глаз может увидеть сам себя? Ему нужно для этого как-то разделиться.
И такое разделение действительно существует. Но существует оно только в уме. То, что разделяет одну часть «я» от другой, называется в русской культуре личностью. Личность начинает формироваться в раннем детском возрасте. Когда взрослые начинают закладывать в чистое, ничем не разделенное, воплощенное в тело маленького человека сознание, образы об устроении его самого и окружающего его мира. Со временем этих образов накапливается так много, что они полностью отделяют сознание ребенка от всего остального сознания.
В это время и происходит так называемое разделение «я». Единое и неразделенное ничем сознание, или «Я», начинает разделяться на «я» и «не я», на «мое» и «не мое».
Все, что есть в этом мире является сознанием. В момент разделения сознания, та часть сознания которая оказалась окутанная личностью ощущает это разделение как потерю свободы. И в результате этого постоянно испытывает потребность в освобождении от этой личности. Эту потребность в освобождении человек ощущает как постоянно присутствующую в себе тягу к свободе. Именно эту тягу к восстановлению единства сознания люди, на мой взгляд, и начали называть самопознанием. Стремление к познанию себя, самим же собой.
Но познание и освобождение совершенно разные вещи.
Познание в русском языке понимается, как процесс овладения какими-то определенными знаниями. Дословно, познание означает – получение знания. Освобождение является абсолютно противоположным познанию явлением. Освобождение является не получением чего-либо, а уходом от чего-либо. Освобождение сходно с понятием очищение. И это не набор чего-то, а отпускание всего.
Знание, на санскрите звучит как джняна, в древнерусском языке, так же как и в санскрите означает ведание или ведение, или веди, или просто веда. Ведение понимается одновременно и как видение, т.е. смотрение, наблюдение и одновременно присутствие, и как ведение, т.е. то, что ведет. Так же это означает и видение. Видение это одновременно и то, что мы видим, и одновременно - то, чего нет, обманка, иллюзия, морок, мираж.
И тогда, что значит овладение знаниями? Как ими можно овладеть, если это есть видение, ведение, ведение и видение? Этим овладеть нельзя! Это можно только принять. Это просто есть, и есть как явление, как некая данность. Кто может этим овладеть? Кто может овладеть грозой, ветром или землетрясением, или другим каким-то явлением природы? Знание, так же как и любое другое явление просто есть. Им овладеть нельзя, его можно только принять или быть этим.
Кто может одновременно и видеть, и вести себя, и являться тем что видит, и одновременно тем, чего нет? Это может только Бог. Разве человек может владеть этим? Так можно ли владеть знанием?
Тогда получается, что никакого самопознания не существует. Есть лишь стремление к освобождению и восстановлению своей цельности.
Но ведь в действительности-то цельность никак и ничем не нарушена. Это только иллюзия того, что что-то ее нарушает. Находящееся внутри личности сознание отражается от образов составляющих личность и видит в этих отражениях само себя. Оно отождествляет себя с этими отражениями и воспринимает их за само себя. Но отражение не есть то, что в нем отражается, хотя и очень похоже на него. Отражение неба в воде, не является небом.
В результате, окруженное образами личности сознание, перестает за этими образами видеть остальную часть себя, и воспринимает себя ограниченным. Но ведь границ-то на самом деле никаких нет. Есть всего лишь образы, которые никак не ограничивают всеприсутствующее сознание.
Это напоминает каплю воды в океане, которая решила стать каплей. Ощутив себя каплей, она начинает ощущать собственную ограниченность. Почувствовав эту ограниченность, она начинает чувствовать несвободу, и в один прекрасный момент вдруг решает освободиться от этой ограниченности и стать свободной. Для этого она начинает заниматься познанием себя и своих собственных границ.
Все ее познание приводит к тому, что куда бы она ни посмотрела, ничего кроме себя она не видит. И это вводит ее в замешательство. Она запуталась. Она не знает что делать. Полностью выбившись из сил, она решает смириться с существующей действительностью и принять все, как есть. И в этот момент, когда она решает принять все как есть, происходит чудо! Все границы ее растворились и она стала всем океаном. Какое счастье, подумала капля, вновь ощутить себя тем что я есть.
Но разве с океаном что-то происходило? Разве было в нем какое-то разделение? Отделялась ли в действительности эта капля от океана? Конечно же нет. Она как была океаном, так и осталась им. Все, что было, было лишь игрой ее воображения. Именно эта игра и происходит в сознании. Это и есть Лила – великая божественная игра.
Но что же тогда такое самопознание? Я отвечу на это так - самопознание это великая обманка, ведущая человека в никуда. Но эта обманка, в действительности может оказаться очень полезной вещью. Она полезна как дзенский коан, как неразрешимая задача, как хлопок одной ладони.
Все самопознание нужно лишь для того, чтобы в один прекрасный момент понять, что никакого самопознания нет. Есть только желание быть собой, тем, кто ты есть. Желание вновь ощутить и осознать свое истинное Я. Нельзя познать то, чем ты уже являешься.
Иначе говоря, Я ЕСТЬ, а самопознания НЕТ.
Если принять данную точку зрения, то возникает сразу несколько вопросов.
1. Чем в действительности занимаются люди, которые думают что занимаются самопознанием?
2. Кто и Что в них познает?
3. Что они хотят получить от этого самопознания?
Это вопросы для вас, ищущие и занимающиеся самопознанием. Возможно у вас на этот счет имеются иные мнения. Не торопитесь с выводами и ответами. Подумайте над прочитанным, и может быть вы сможете по-другому взглянуть на привычные для вас вещи.