мила писал(а):Здравствуйте, Евгений. Недавно приобрела видео с вашими лекциями. Спасибо, навело на некоторые понимания! Но в процессе наблюдения возникло препятствие и, следовательно, вопрос:
2 года назад я повредила себе шею, и последствия травмы меня до сих пор беспокоят в виде болей в затылке, сильного давления в шее и затылке, и нарушения кровообращения. Врачи и мануальщики не помогли – говорят, что это нельзя убрать. Но вопрос не в том как мне вылечиться а в том – как мне перенаправить внимание? Дело в том, что когда я расслабляю тело перед сном, стараюсь наблюдать за процессом погружения внимания в сновидение и за тем – кто наблюдает это, ну в общем как в лекциях описано, проблема в том, что в этот момент мое внимание не может оторваться от напряжения в проблемном месте. Как я не старалась, внимание просто приковано к затылку – это все есть как-то само по себе и я не могу ничего поделать! Это очень мешает мне в осознавании. Ну, Вы знаете, когда что то болит, внимание само по себе там и находиться, невозможно его перенаправить!!! Что же делать??? Ели исправить повреждения в организме пока не удается??? Подскажите!? Может быть, эта проблема наоборот как-то может помочь в осознавании? Или же наоборот, мне не суждено… Я не вижу здесь похода??!! Может быть, Вы сможете мне помочь? Буду очень благодарна за ваш совет или рекомендацию!!!
Все верно, когда есть боль, то она привлекает к себе внимание. Это естественный процесс и с ним не нужно пытаться бороться. Нужно понять, что это за процесс. Боль – это сигнал организма о том, что в нем что-то не так и нужно предпринимать какие-то меры. Конечно, ты пробуешь сделать все, что возможно, чтобы излечиться и избавиться от этой боли. Но иногда, полностью излечиться не получается и боль остается. Что делать с этим? Ты просто оставляешь все на волю Божью или волю Судьбы, а сама занимаешься тем, чем считаешь нужно и необходимо. В этом случае внимание, иногда полностью, а иногда частично, отвлекается от болевых ощущений и направляется на выполняемые тобой дела. Одним из таких дел может являться практика самонаблюдения или самоисследования.
Боль, конечно, мешает практике самонаблюдения, но только лишь на начальном этапе. В дальнейшем, когда опыт самонаблюдения накопится, ничто не сможет помешать наблюдению. Дело в том, что наблюдение происходит постоянно, даже тогда, когда кажется, что его нет. В этом случае наблюдается абсолютный покой и тишина. Собственное присутствие не может никуда деться, оно есть всегда. Именно это присутствие ощущается и воспринимается нами как наблюдение. Даже тогда, когда мы находимся в глубоком сне без сновидений, происходит наблюдение глубокого сна, воспринимаемого как глубокий блаженный покой. Именно потому нам нравится, раз за разом переживать это состояние и мы желаем его переживания друг другу, говоря «спокойной ночи», или «спокойного сна».
Что можно сделать в твоем случае, когда боль мешает самонаблюдению? Первое – это понять, что наблюдению ничего помешать не может! Все что воспринимается как помеха, так же как и все остальное наблюдается, иначе, откуда можно было знать, что есть некая помеха чему-то.
Второе – нужно понять, что внимание, посредством которого происходит наблюдение, имеет два конца. Первый – это то, куда направлено внимание, т.е. на что. А второй – откуда оно направлено. Иначе говоря, на одном конце внимания находится объект наблюдения, а на другом субъект, наблюдающий за объектом. А раз так, то становится совершенно неважно, что наблюдать, боль, радость или что-то еще. Для практики самонаблюдения это не имеет никакого значения, поскольку меняться могут только объекты наблюдения, наблюдающий же всегда неизменен.
Третье – не старайся во время ощущения боли отстранить от нее внимание. Старайся ощутить то, откуда исходит твое внимание во время наблюдения боли. Кто или Что наблюдает эту боль? Кто есть этот видящий и наблюдающий?
Начни эту практику с ощущения луча внимания. Внимание происходит так же, как луч фонарика или прожектора. С одной стороны всегда находится источник света, а с другой, то, что высвечивается в результате направления на него луча света исходящего из источника. Так и здесь, с одной стороны находится ТО, что внимает, а с другой – то, что внимается. Постарайся ощутить целостность этого явления. Внимающий, никогда не разделяется с внимаемым и с происходящим между ними процессом внимания или восприятия. Из этого и нужно исходить в практике самонаблюдения и самоисследования.
Попробуй, во время практики самонаблюдения часть внимания перевести от объекта восприятия, в данном случае от боли, к тому месту, или пространству, откуда происходит наблюдение этой боли. В этом случае, боль будет восприниматься с одного конца луча внимания, а ТЫ, наблюдающий эту боль и высвечивающий ее своим лучом, всегда находишься по другую сторону от нее. Ты есть ТО, откуда исходит внимание, наблюдение, понимание и осознание. Ты – есть источник всего, что есть. Попробуй ощутить и осознать это через практику самонаблюдения и самоисследования. И если сразу у тебя не будет что-то получаться, не отчаивайся, а пробуй это еще раз и еще раз, до тех пор, пока не получится. В действительности, самоисследование очень простая вещь – это наблюдение того, что есть и осознание того, что есть.