kenika писал(а):Насколько я вас понял, "освобождение от гипноза" тоже происходит в рамках, условно говоря, детерминизма (кому суждено освободиться, тот освободится, даже если всю жизнь будет воровать-убивать и не думать ни о чем, кроме "где бы раздобыть наркоты?", а кому не суждено - тот может хоть всю жизнь провести в самоисследовании и самопознании, но его шансы на освобождение от морока это не увеличит ни на йоту).
В общем, да.
Существует легенда, в которой говорится, что одним из первых, в ком произошло просветление и осознание в результате встречи и общения с Буддой, был известный разбойник и убийца, державший в страхе чуть ли не целое царство.
Есть подобная библейская история, когда Христос, будучи распятым на кресте предрек покаявшемуся разбойнику, что тот окажется в царствии небесном раньше других.
kenika писал(а):Т.е. никто сверху на нас не смотрит и не решает: "Ну вот этот товарищ очень старается, с искренним желанием занимается самоосознанием и самоисследованием, надо его просветлить"? Соответственно, какого-нибудь хама, подлеца и алкоголика Божественное Провидение может внезапно освободить от морока и просветлить, а увлеченного самоисследованием человека - нет?
Да, совершенно верно. Нет никого, ни сверху, ни снизу нас (за исключением птиц и насекомых), кто мог бы смотреть на нас и решать, кому и что следует делать. Да и нас тоже нет. А ТО, что есть - ЕСТЬ ЕДИНСТВЕННОСТЬ или ЦЕЛОСТНОСТЬ, которая ничего не решает. ОНА просто ЕСТЬ.
kenika писал(а):Тогда в чем смысл попыток самоисследования и самоосознания?
Ни в чем! Это то же самое, что любые попытки увлекаться и заниматься чем-то другим. В рамках этого мегагипноза все действия равны между собой, ничто ничего не лучше и не хуже. Все они в равной степени нужны и создают собой единую целостную картину вселенской жизни.
kenika писал(а):У меня только одна версия: эти попытки - если они успешные - помогают человеку хотя бы частично избавиться от страданий и переживаний, что тоже неплохо. Т.е. полностью скинуть со своего сознания морок без помощи Божественного Провидения ты не можешь, но можешь хотя бы пробить в нем временные бреши и этим облегчить себе жизнь, правильно? Т.е. если даже человек не способен освободиться от морока полностью, но может с большим или меньшим успехом избавиться от "накруток" по поводу хотя бы каких-то отдельных вопросов (например, тех же поездок на работу) - это уже хорошо. Так?
Да, так, только все эти попытки и пробивание брешей так же происходят в соответствии с единым сценарием жизни. Кому-то суждено озадачиться своей «нелегкой» жизнью и он начинает искать способы как ее облегчить. И тогда он встречается с разными людьми, помогающими ему в этом, пробует разные практики и так далее. А кому-то суждено прожить жизнь совсем иначе и в нем даже мысли не возникнет о самоисследовании. Он будет заниматься всем чем угодно, но только не самоисследованием.
Но, что бы человек ни делал, и чего бы только не пытался делать, все это происходит в строгом соответствии со сценарием его жизни. Он не может ничего сделать вне этого сценария. Как может роль в спектакле или кинофильме сделать что-то, чего нет в сценарии? Актер может, а роль нет. Человек – это роль, действующее лицо, в этом мегаспектакле и потому, он ничего не может, кроме того, что заложено в сценарии, называемом иначе «его жизнь». Вот только никто из людей не знает, какой это сценарий, и потому создается впечатление, что каждый из этих действующих персонажей имеет возможность самостоятельных, ни от кого и ни от чего не зависимых действий. Но это иллюзия.
kenika писал(а):допустим, самоисследование и самоосознание не может привести к Пробуждению. Но всё же, не является ли стремление человека заниматься самоисследованием и самоосознанием признаком того, что Божественное Провидение уже к нему, условно говоря, неравнодушно?
Да, является. Только ОНО абсолютно РАВНОДУШНО ко всему происходящему. Для него ВСЕ – РАВНО. Все персонажи сна для НЕГО в равной степени нужны и важны.
kenika писал(а):Т.е. если взять 100000 постоянных читателей ваших книг и 100000 воров-рецидивистов, неужели процент "просветлившихся" среди тех и других будет одинаков?
Возможность у тех и других абсолютно одинакова.
kenika писал(а):Сформулируем этот же вопрос по другому: вот вы наверняка знакомы с биографиями тех, кто Пробудился. Сильно подозреваю, что они примерно одинаковы: "С 18 лет я начал задавать себе вопросы - кто я? откуда? Потом читал книги Учителей... использовал различные практики самоосознания... поехал к Учителю такому-то в Непал... потом однажды, проснувшись утром, понял, что на меня снизошло озарение и просветление". Я утрирую, но смысл такой.
И вряд ли есть такие биографии: "С 18 лет я пил пиво и смотрел телевизор... в 30 лет я пил пиво и смотрел телевизор... в 40 я пил пиво и смотрел телевизор... и вот однажды при просмотре программы "В гостях у Геннадия Хазанова" я просветлился и теперь делюсь своим знанием с вами". Такого же не бывает, наверное. Соответственно, возникает [ложное?] ощущение, что взаимосвязь между самоосознанием/самоисследованием и Пробуждением всё же есть!
Все биографии людей, которых принято называть просветленными, разные. Будда был царевичем, жил во дворце и ни в чем не нуждался. Но в один прекрасный момент его что-то заставило пойти в город и столкнуться со страдающими людьми. Это послужило толчком для его поиска пути ведущего к освобождению от страданий. Он искал освобождение не от чьих-то страданий, как считают некоторые, а от своих собственных, от тех, что испытывал сам. Это потом, когда он достиг Просветления, он стал помогать всем, кто нуждался в его помощи. Это именно для них возникло учение о срединном пути или пути Будды.
Рамеш Балсекар до 60 лет работал банкиром и не помышлял о просветлении. Он, конечно, как и все индусы, ходил на занятия и сатсанги к разным гуру, поскольку это является частью культуры в которой он воспитывался. Но однажды совершенно неожиданно для него в нем, а точнее сквозь него, произошло просветление, осознание и понимание. И он ничего для этого не делал, ОНО произошло спонтанно и неожиданно.
Рамана Махарши, до 16 лет был веселым и шустрым мальчуганом, который сильно боялся смерти. Ему казалось, что он может в любой момент умереть и это его сильно пугало. Однажды он решил попробовать представить, что будет, если вдруг он действительно умрет. Он закрыл глаза и представил всю картину своей смерти, и последующих за ней похорон. В момент наблюдения всего этого, он вдруг ощутил, что он не есть тело, он есть ТО, что видит все это со стороны и одновременно внутри себя. Это послужило толчком к пробуждению. После чего он украл деньги, которые дал ему дядя для оплаты учебы его брата, сбежал из дома и поехал на священную гору Аруначалу, где и прожил до конца своих дней. Сначала он поселился в маленьком, сыром подвале храма Шива Темпл, расположенного у подножья этой горы и прожил там 4 года. Все эти 4 года он просидел в полном молчании в состоянии глубокого самадхи. После этого он перебрался сначала в одну, потом в другую пещеру, находящиеся на горе Аруначале. Чуть ли не большую часть жизни он провел сидя в этих пещерах в тишине и молчании, погрузившись в самую глубину ТОГО, ЧТО ЕСТЬ, Я.
Рам Цзы, 19 лет пьянствовал и наркоманил. Как он сам говорил, многие из его друзей умерли от такой жизни. И он никак не собирался и даже не планировал становиться просветленным. Но в один прекрасный момент он проснулся утром и понял, что больше не хочет, и не будет пьянствовать и наркоманить, и не стал. Вместо этого он пошел на сатсанг к Рамешу, который приезжал тогда в США. После чего он, неожиданно для себя увлекся учением адвайты и в конечном итоге, сквозь него произошло просветление, осознание и понимание.
Как видишь, все биографии совершенно разные. И это только несколько из тех, что сходу всплыли на поверхность. Никто из этих людей не знал, как сложится их судьба, и никто из них даже не предполагал о том, что когда-нибудь станет просветленным. Жизнь такая, какая есть и никто не может вносить в нее свои коррективы, какими бы они ни были.