Станислав К. писал(а):Евгений, у меня такой вопрос: для чего необходимо практиковать самонаблюдение или осознавание себя? К чему это ведет?
Нет никакой необходимости практиковать самонаблюдение. В общем-то нет необходимости ни в чем, поскольку все что должно быть сделано тобой, неким человеком, будет сделано с абсолютной точностью, хочешь ты того или не хочешь. Ты ведь многое чего хочешь или хотел сделать в жизни, но далеко не все это у тебя получилось сделать. Ты так же многое чего не хотел делать в жизни, но это было сделано тобой. Поэтому, всем чем тебе необходимо заниматься, ты будешь заниматься не взирая ни на что. А чем тебе не нужно заниматься, тем ты заниматься не будешь, будь то самонаблюдение или что-то еще.
Практика самонаблюдения не ведет ни к чему. Это такое же наблюдение как и наблюдение за всем что тебя окружает. Это всего лишь одно из развлечений сознания. В действительности кроме тебя никого больше нет, поэтому куда бы ты ни смотрел, все это будет только самонаблюдением.
Конечно, в тебе возникают разные образы и разные явления, и ты всю свою жизнь в основном занимаешься просмотром и переживанием их. Это так же, как смотрение и проживание снов снящихся ночью. Но и в этом случае, все куда ты смотришь - есть бездонное и бесконечное пространство тебя.
Но отвлечение внимания от наблюдения за образами может привести к осознанию того, что есть ты. Это знание есть в тебе постоянно, ты сам являешься этим знанием. Но в результате вовлеченности в наблюдение и проживание образов, это знание забывается, отходит на второй план. Зачем нужно постоянно помнить себя, это же не интересно, это ничего не дает. А кроме того, с тобой все равно ничего не может случиться, ведь ты по сути НИЧТО. А вот увлечение образами дает много всего интересного. Оно дает возможность получить множество разнообразных ощущений. Поэтому и происходит увлеченность и вовлеченность в проживание образов. Но когда эта увлеченность заканчивается, происходит отвлечение от этих образов и внимание отвлекается от них, и оказывается в бесконечной пустоте себя.
Но эта пустота вовсе не является абсолютной пустотой. Это пустота - есть чистое сознание, именно оно все и осознает. Это в нем происходит осознание или понимание которое принято называть пробуждением или просветлением. Но ты, будучи всего лишь образом воспринимаемым этим сознанием, ничего не можешь сделать для того, чтобы пробуждение произошло. Пробуждение происходит не по воле личности, а по воле безличностного сознания, и личность тут не при чем.
Верно ли направлять все возможное внимание на постоянное (по возможности) осознавание себя или нужно расслабиться и просто перестать беспокоиться о чем бы то ни было?
Если у тебя получится расслабиться и перестать беспокоиться о чем бы то ни было, то это было бы здорово. Ты именно к этому и стремишься. Но вся проблема в том, что у тебя не получается это сделать. А не получается только потому, что ты думаешь, что тебе для этого нужно что-то сделать. Но делать то как раз ничего и не нужно! Ты уже есть абсолютный покой.
Как покой может успокоиться? В нем могут возникать лишь какие-то беспокойства. Но любые беспокойства рано или поздно заканчиваются, а покой как был, так и остается. Все они есть только потому, что ОН есть. Только потому, что ты есть абсолютный покой и неподвижность, ты воспринимаешь все возникающее в тебе явления. Все явления подвижны, неподвижен лишь ты, воспринимающий эти явления будучи самим восприятием.
Если некая сила направляет твое внимание на осознание себя, то ничего нельзя сделать чтобы помешать этому. Спокойно занимайся всем чем занимается и живи как живется. Все чему нужно произойти, произойдет с неотвратимой неизбежностью. Если то, что здесь написано поможет тебе побольше расслабиться и поменьше беспокоиться, то так и должно было произойти. Ни ты, ни я, к этому никакого отношения не имеем, и ничего для этого не делали. Мы лишь наблюдаем происходящее будучи самим наблюдением.
И еще вопрос: является ли осознаванием исследование своего источника? Или это уже последний уровень и без начальных у него мало шансов успешный исход?
Само исследование источника не является осознаванием. Осознавание может произойти в результате такого исследования. Но оно может произойти и без этого исследования. Осознание происходит не потому что ты занимаешься исследованием своего источника. Это стремление к осознанию, а точнее стремление к возвращению осознания, заставляет тебя заниматься данным исследованием. Это стремление направляет твое внимание на видение и осознание того, что есть ты, отвлекая таким способом внимание от восприятия возникающих в тебе образов.
В действительности совершенно неважно каким способом внимание оказывается отвлеченным от восприятия возникающих в тебе образов. Важно что это происходит. Но когда это происходит, то в фокусе внимания, во всех случаях, оказывается источник в котором эти образы возникают, поскольку кроме него ничего нет. Все внимание истекает из него и находится в нем. Он сам есть и внимание и осознание в единственном числе.