На днях я закончил писать книгу "Свобождение от самопознания". Я надеюсь, что через какое-то время ее можно будет увидеть на прилавках магазинов. Сюда я выкладываю одну из основных глав этой книги, которая так и называется "Освобождение от самопознания". Другие несколько глав из этой книги я поместил в раздел "Книги Евгения Багаева" находящийся на этом форуме.
Евгений Багаев.
Освобождение от самопознания
Около 30 лет я усиленно занимался самопознанием. За это время я перепробовал разные школы и разные способы самопознания. Основная часть этого самопознания выражалось в наборе различных знаний и умении их применить в жизни. Все эти знания казались мне очень важными и ценными. Я думал, что овладев ими я стану знающим человеком и сделаю себя счастливым.
Я гонялся за этими знаниями повсюду. Но чем дальше я шел по этому пути, тем все более несчастным я становился. Нельзя сказать, что мне постоянно было плохо, вовсе нет, судьба была ко мне очень благосклонна, но мне всегда хотелось большего счастья чем удавалось достичь. Все мое получаемое счастье казалось ничтожно малым и каким-то не тем, не настоящим. Во всяком случае так мне тогда казалось.
Я перепробовал многое. Некоторые вещи казались очень ценными и полезными, и от них становилось на некоторое время приятнее жить. Но потом, все возвращалось на круги своя и я опять оказывался погруженным в переживания и расстройства.
В течение последних 15 лет своего самопознания, я осваивал русскую традиционную школу самопознания и даже являлся одним из ведущих ее преподавателей. Это действительно интересная школа. Основным способом самопознания этой школы является очищение. Очищение от всего, что по твоим ощущениям не является тобой. Я постоянно копался в себе обнаруживая что-то не нужное, как мне казалось, лишнее, не мое, и очищался от всего этого разными способами. Способы очищения в этой школе действительно действующие. Затем обнаруживалась очередная порция этого лишнего или чужого находящегося во мне, и я опять от этого очищался. И так раз за разом, и год за годом.
Так было до тех пор, пока я совсем не отчаялся в таком самопознании и не решил все это самопознание забросить, что называется к чертям подальше. Так сильно меня достало постоянное и бестолковое копание в собственном дерьме, постоянное освоение новых способов очищения, и новых образов мира, в которые входили и новые образы себя.
Этих образов у меня накопилось так много, что уже некуда было их девать. Мой ум был просто переполнен ими. И когда мне стало совсем не в моготу, я сказал себе – все, с этим пора кончать! Достало меня все это самопознание! Столько лет я этим занимаюсь и никакого толку, как был дураком, так дураком и остался. Как находился в переживаниях и страданиях, так в них и остался. Как ощущал себя несчастным человеком, там им и остался. Как не понимал себя, так и не понимаю. Ничего по большому счету за эти годы не изменилось.
Я ушел из этой школы и перестал заниматься этим самопознанием. Я создал свою школу, в которой я начал проводить занятия по Любкам. Любки – это русский традиционный способ жить. Жить в любках, значит жить в состоянии любви ко всему миру. Любки – это так же и боевое и целительское искусство.
Основу этой школы составили знания полученные мною из разных источников. Это были знания полученные мной от своего деда, бывшего профессионального военного, являвшегося наследником одной из ветвей духоборческой традиции. Это были и целительские знания доставшиеся мне по наследству от моей бабушки, деревенской знахарки и нескольких других знахарей и знахарок у которых мне посчастливилось обучаться в период моих духовных исканий и занятий самопознанием. Так же это были и знания полученные мной в традиционной русской школе самопознания из которой я на тот момент только недавно ушел.
В своей школе я постепенно начал освобождаться от накопленного за время моего самопознания груза знаний. И это стало приносить мне облегчение. Я стал позволять себе жить так как мне этого хотелось и делать то, что делалось. И все постепенно начало устраиваться.
Так продолжалось некоторое время. Но очень скоро, я вновь стал ощущать какую-то нехватку. Мне все время чего-то хотелось. И этим чего-то было счастье и внутренний покой. Вот этого мне как раз и не хватало.
По началу, мне казалось, что счастливым можно стать только с любимой женщиной. Но со временем, я понял, что только любимой женщины, для полного счастья мало. Для более полного счастья необходимо иметь еще и любимую работу, и хороших друзей, и хорошие жилищные условия, и хорошие деньги.
И вот, как-то раз, думая о том, чего же мне еще не хватает для полного счастья, я вдруг понял, что все необходимое для счастья у меня уже есть. Это все я уже имею. Конечно денег можно бы и побольше, да и жилищные условия не мешало бы улучшить. Но главное, что всего того, что у меня было, по моим представлениям для счастья было вполне достаточно. Но только при этом самого ощущения счастья почему-то не было. И это стало меня тяготить.
Я снова начал погружаться в переживания и страдания. Вернее они никуда от меня и не уходили, просто я их более явно стал ощущать. Вроде бы переживать и расстраиваться было не из-за чего, но тем не менее, переживания и расстройства все-таки были. У меня никак не получалось жить так, как хотелось. Хотелось все время лучше и лучше, а получалось все, как всегда.
Я снова занялся поиском того, что мне не хватало до полного счастья.
Казалось, что для полного счастья мне не хватает какого-то внутреннего кайфа. И я начал пробовать получать его. Я пробовал получать его от всего, что делаю. От своей работы, от своих занятий, от общения с любимой женщиной, от общения с разными людьми, от написания материалов для будущей книги по целительству, от всего.
Практически сразу это начало давать свои плоды. Стало гораздо приятнее и радостнее жить. Но, кайф оказался тоже не вечным. Каждый раз на смену приятным, кайфовым состояниям приходили не кайфофые, а порой даже тяжелые и тоскливые состояния. Очень быстро я понял, что вновь оказался в очередной ловушке. И ловушкой этой была погоня за наслаждениями.
Я опять озадачился. Мне казалось, что я перепробовал все что только можно было, и следование строгому и жесткому порядку, и жизнь без всякого порядка, следуя только своей охоте, и использование в жизни разных способов и знаний. Ничего из всего этого не помогало мне прийти к внутреннему покою и гармонии с самим собой.
В какой-то момент, я вдруг понял, что все, чему я учился и все чем я овладел ни на грамм, ни на шаг не приблизили меня к тому чего я по настоящему хотел. Все эти знания и все эти умения оказались просто не нужным грузом заполняющим меня до отказа. Все что я делал и все что искал было бессмысленным и по большому счету не нужным. Ведь ничего в моей жизни по большому счету не изменилось. Менялись окружающие меня люди, менялись события, но я не изменился. Все видимые и ощущаемые мной изменения на столько малы, что по большому счету изменениями – то их назвать трудно. И все знакомые мне люди так же не особо сильно изменились. Ни кто из них не мог похвастаться тем, что он полностью счастлив и доволен своей жизнью.
Тогда за чем все это? – подумал я. Зачем нужна такая жизнь? И зачем вообще нужна жизнь? Зачем я живу? И вообще, кто я? Что я из себя представляю? И что такое вообще жизнь?
Я все чаще и чаще стал погружаться в эти раздумья и наблюдения за собой.
В какой-то момент, мне стало все безразлично. Все стало не важно. Не важно стало кто я, не важно стало что я из себя представляю, не важно стало как я живу, и не важно стало, буду ли я жить дальше. Не важна стала жизнь, и не важна стала смерть.
Было ощущение, что я полностью отказался от всего от чего только можно было отказаться. Не осталось ничего, что могло удержать меня в этой жизни. Все, чем я владел, стало мне абсолютно не нужным и не важным. Пришло понимание того, что все, что вообще существует в этом мире не имеет никакого смысла и не имеет никакого значения. Я больше ничего не хочу! Мне больше ничего не надо!
Мне даже смерть стала полностью безразлична. И это было последним от чего я смог отказаться. Одновременно с этим отказом произошло и полное принятие всего что есть в том числе и смерти.
И в тот момент, когда я отказался от смерти или полностью принял ее, вдруг пришло понимание, что смерти нет. Я вечен! Я есть всегда, и Я был всегда! И тогда, произошло раскрытие меня и слияние со всем что есть.
В тот момент я лежал на диване и наблюдал за своей внутренней светимостью, а точнее будет сказать просто глядел внутрь себя ничего не делая. Наблюдение за внутренней светимостью – является одним из упражнений в любках, которое направлено на осознание себя. Наблюдение за внутренней светимостью, означает, направив взгляд внутрь, наблюдать за тем, как мир или свет (ведь в русском языке свет и мир имеет одно и то же значение) протекает сквозь тебя. Фактически это просто наблюдение за собой.
Я глядел внутрь себя и видел в себе только пустоту. Пронзительно тихую пустоту. Вдруг возникло ощущение, что мое тело в районе головы неожиданно раскрылось и то, что находилось внутри тела слилось с тем, что окружало его снаружи. Это была все та же пустота, и одновременно наполненность.
В один миг я стал всем. То, что меня наполняло, или вернее то, чем я себя ощущал и осознавал, проходило сквозь все и все наполняло собой, и одновременно всем и являлось. Это было нечто и одновременно ничто. Это была глубокая тишина и покой. Я был одновременно и в теле, и вне его. Появилось осознавание того, что я не есть тело и никогда им не был. Если тело умрет, то со мной ничего не произойдет. Я как был так и останусь. Ничего не может на меня повлиять. Я был, есть и буду всегда. Произошло осознание того, кто я есть на самом деле.
Примерно полтора дня, я пребывал в этом растворенном во всем состоянии. Но потом оно постепенно стало проходить и возвращаться к более привычному состоянию. И вернула меня к более привычному состоянию мысль о том, как жить в этом новом состоянии дальше. Как делать все обычные дела которые нужно делать? Как зарабатывать деньги и договариваться с людьми? Это было не обычно и не привычно.
Пока мне ничего не нужно было делать я пребывал в состоянии полного растворения во всем, в состоянии полного покоя и тишины. Я делал обычные домашние дела находясь в этом состоянии. Но как только мне стало нужно делать дела направленные на зарабатывание денег и обеспечение своего семейства, так это состояние стало меняться. Полностью оно не вернулось к старому, но и перестало быть таким, как было сразу после раскрытия.
Когда это случилось, то появилось уверенное знание о том, что то, что случилось, является просветлением. Об этом я читал из книг просветленных мастеров. Но, через несколько дней, глубина этого просветления (если так можно выразиться), уменьшилась. Полностью оно не ушло, но и перестало быть полным.
Тогда у меня в сознании возникла мысль о том, чтобы поехать в Индию к просветленному мастеру Адвайты Рамешу Балсекару, чтобы сравнить его состояние со своим, и поговорить с ним о том, что означает его просветление, рассказать ему о своем опыте и попросить его поделиться своим. Мне хотелось наиболее полно понять природу этого явления. Мне так же хотелось понять, почему это новое состояние неодинаково и непостоянно. Что на него влияет? И должно ли оно быть неизменным.
Незадолго до этого я начал читать одну из его книг с названием «Так уж случилось, что», в которой я нашел то же понимание что было и у меня. Тогда же я почувствовал внутреннее притяжение к этому человеку. Несколько моих друзей ездили к Рамешу и беседовали с ним, и рассказывали мне об этом.
После того, как со мной случилось осознание, которое я принял за просветление, я почувствовал внутренний толчок направленный на встречу с этим человеком. Все как-то само очень быстро и удачно устроилось, что я, буквально уже через три месяца сидел дома у Рамеша и беседовал с ним.
Во время первой же беседы с Рамешем я рассказал ему о том, что со мной произошло и попросил его поделиться своим опытом просветления. Я спросил у него, почему происходит то раскрытие, то закрытие сознания? Надо ли с этим что-то делать, или это нормальное явление, и надо просто это принять как есть и ничего не делать?
Рамеш внимательно выслушал меня и спросил:
- Это у тебя было один раз или несколько?
Я ответил, что это явление случалось несколько раз, но каждый раз по-разному. Один раз это случилось сильно и ярко, а потом не так ярко. И каждый раз после раскрытия, сознание через некоторое время снова сужалось. Понимание осталось, но такого раскрытия как было вначале нет. Поэтому у меня и возник вопрос об этом, и поэтому я здесь.
Опыт - сказал Рамеш - является не постоянным. Он случается. И затем переживание его происходит у всех по-разному. Иногда это длится всего лишь миг, иногда это длится час или несколько часов, а иногда несколько дней. Но это всегда имеет конец. Главное, что этот опыт происходит. Остальное не важно.
А ты, Юджин, сам-то чего хочешь? (Рамешу было трудно выговаривать мое полное русское имя, поэтому он называл меня Юджин) Ты хочешь вернуть себе этот опыт и заново пережить его?
- В общем, нет - ответил ему я.
- Тогда в чем проблема?
- Да в общем ни в чем. Тут я понимаю, что проблемы-то оказывается нет, и не было. Все что происходит, происходит совершенно естественно, все так и должно быть. Мне ведь и сразу было это понятно, но хотелось услышать подтверждение авторитетного мастера. И я его услышал. От понимания этого мне стало смешно и я рассмеялся вместе с ним.
- Есть такие люди, Юджин, которые даже помнят дату того, когда это с ними случилось. И потом они постоянно ждут когда произойдет следующее подобное переживание, и оно не происходит. Это нельзя сделать специально. Это можно назвать событием от БОГА. Это не должно быть вообще твоим делом. Это дело Бога. Не надо брать на себя его задачу.
Я сказал, что я это так же понимаю и поэтому ничего не жду, но…
- Проблема состоит в том, что мы всегда хотим большего чем у нас есть, и когда это происходит, Бог этого не позволяет. Он не позволяет этому случиться. Если ты принимаешь это событие как то, что имеет начало и конец, то оно будет происходить еще. Если ты этого не принимаешь, то оно не будет происходить.
- Я понимаю это, ответил я и надолго замолчал. Наступила тишина и все слова исчезли.
- Скажи, Юджин, то, что произошло, повлияло на твою повседневную жизнь?
- Да, повлияло. Я больше не даю оценки всему происходящему и принимаю все как есть. Я просто наблюдаю за всем что происходит. Понимание того, что случилось, остается всегда. Но иногда бывает такое ощущение, что моя личность не полностью ушла, что она пытается вмешаться в то, что происходит и пытается дать этому какую-то оценку. Хотя это и мало случается, но все-таки случается.
- Именно в этом-то как раз и заключается вся проблема! – весело сказал Рамеш.
- Получается, что ничего вообще ждать не нужно и обращать внимание ни на что не нужно? – спросил я.
- Конечно, Юджин! Конечно! Если опыт произошел, поблагодари Бога и забудь об этом. Если ты будешь продолжать думать об этом опыте, это будет тебя все больше и больше разрушать и беспокоить. Прими все как есть и забудь.
- Да, это понятно. Я это принимаю.
- А теперь, Юджин, скажи, что вообще привело тебя сюда? Как ты вообще оказался здесь?
- Впервые я услышал о вас от своих друзей, которые приезжали к вам полгода назад. После этого мне совершенно случайно попалась в магазине ваша книга «Так уж случилось, что». Как только я начал читать эту книгу, я после первой же главы, почувствовал некое внутреннее притяжение и желание встретиться с вами. И все так сложилось, что я оказался здесь.
- Все заключается в том, Юджин, что мы живем в состоянии неопределенности. Жизнь протекает в неопределенных условиях и никто не может знать что произойдет в следующий момент. Мы не знаем что будет впереди. Это будет боль или это будет удовольствие. Мы не можем знать этого наверняка.
- Да, я понимаю и принимаю это. Все действительно так и есть.
- Тогда прямо сейчас, в этих условиях, что бы ты, Юджин, предпочел больше из этих двух вещей, боль или удовольствие?
- Для меня это неважно. Хотя, приятнее конечно было бы удовольствие.
- Мы не можем предсказать какое количество боли или удовольствий будет привнесено нам в следующий момент. Но, точно можно сказать, что ты ничего не можешь предопределить заранее. Все уже предопределено. Все как будет, так и будет.
- Да, я это вижу и понимаю это так же.
- Хорошо, Юджин. Идем дальше. Вся наша жизнь подобна фильму записанному на кинопленке, которая уже готова к просмотру и лежит намотанной в бобине. Мы просто выступаем ролями в этом уже готовом кино. Все что должно произойти уже произошло. Оно уже там в этой бобине, записано на этой пленке. Мы не можем этого никак изменить. Оно уже есть.
- Да, я это понимаю так же. Мы проживая свою жизнь видим лишь кусочки всей этой кинокартины. Мы видим лишь эпизоды. Но она уже есть в готовом и цельном виде.
- А кто создает эту картину, Юджин?
- Сознание создает. Можно так же сказать что Бог.
Это так здорово его рассмешило, что он долго и заразительно смеялся, а потом сказал.
- Да, Юджин, все так. При чем даже ученые сейчас это подтверждают, что уже все есть и это уже предопределено. Изменить того, что есть никак нельзя. И если нам уготована боль, а мы будем ждать удовольствия, то получим только разочарование и больше ничего. Изменить мы ведь ничего не сможем. Все уже случилось. Все, что мы можем, это принять все как есть и не настраиваться ни на что, и ничего не ждать. Мы можем только принимать это и наблюдать за этим безоценочно.
- Да, я все это понимаю и вижу это так же.
- Это хорошо, Юджин, но все же я еще раз хочу повторить, что не надо ничего ожидать от будущего и ни на что не надо настраиваться заранее. Ни на что. Если ты будешь чего-то ожидать, то обязательно будешь разочарован. Все, что человек может хотеть и иметь в этот момент – это спокойствие ума. Это все к чему можно стремиться. Я сам долго думал об этом и в итоге пришел именно к этому заключению.
- Спокойствие ума независимо оттого, что происходит?
- Если ты хочешь, Юджин, то я могу объяснить тебе, что я понимаю под спокойствием ума.
- Да, ответил я. Я хочу этого. Я хочу понять, что вы понимаете под спокойствием ума.
- Хорошо, Юджин. Я долго думал и размышлял над тем, что такое спокойствие ума и пришел к замечательной вещи, к замечательному пониманию, что спокойствие ума означает очень простую вещь. Это значит, Юджин, быть в согласии с самим собой или в ладу с самим собой. Если к тебе приходит удовольствие и ты хочешь его чуть-чуть увеличить, то оно уменьшается. Ты в этот момент не в ладу с самим собой, поэтому оно и уменьшается. Если к тебе приходит боль и ты не в ладу с самим собой, то боль увеличится. И единственная вещь которая при всем этом остается неизменной – это быть в ладу с самим собой.
По моим наблюдениям, большинство духовных искателей глубоко внутри являются разочарованными и расстроенными. Они далеко не в ладу с сами собой.
- В чем их разочарование?
- Они разочарованы потому, что основой их духовного поиска является какая-то конкретная вещь. Кто-то хочет просветления, кто-то хочет Бога, кто-то хочет понимания. Они настроены на это и именно поэтому они и разочарованы.
- Когда вы это говорили, то я интуитивно понимал и видел то, о чем вы говорили. Я видел и понимал это одновременно с тем, как вы это говорили.
- Да, Юджин. Эти люди продолжали искать это на протяжении многих лет и не находили. Я видел здесь многих таких ищущих людей. На протяжении 5-10 лет они все ждут, что завтра это произойдет, завтра это случится. И через 20 или 30 лет поиска они приходят к разочарованию своего поиска. Я спрашивал у них - А что вы ожидали получить здесь? Как вы узнаете что вы получили просветление? У них не было ответа и в этом была их проблема. Все они думали о том, - что принесет мне это просветление для моей будущей жизни. Они ждут от этого какой-то выгоды.
- Я тоже раньше так думал, но потом понял, что этим воспользоваться нельзя. Это можно только пережить и находиться в этом понимании.
- Для таких случаев, о которых я говорил, Юджин, всегда уместен вопрос - А кто хочет просветления? Кто ищет Бога? Кто ищет удовольствий? И ответ может быть всегда один. Этого хочет и ищет эго.
Что бы ни искалось, искателем всегда будет эго. И оно ждет, что это произойдет в этой жизни, и оно получит от этого пользу.
Большинство людей ищут чего-то, что по их пониманию принесет им в будущем счастье. Кто-то ищет денег, думая, что это принесет ему счастье. Кто-то ищет славу, думая, что это принесет ему счастье. Все это по их представлениям должно принести им счастье. И к сожалению, большинство людей умирают разочарованными потому, что не получили или не достигли этого.
Но есть люди, которые достигают этого. Например, человек хотел денег и получил их. Вот теперь они у меня есть! Или, вот я хотел власти и теперь она у меня есть! И что теперь? Они чувствуют неудовлетворенность оттого, что есть. И тогда они начинают искать чего-то другого, например просветления. Они выбирают для себя другую какую-то цель, духовную цель. Они ищут себе какого-то гуру, они говорят, что ищут просветления. И думают, что это просветление принесет им счастье, которого они так долго ищут.
Проблема для них состоит в том, что когда у них есть деньги, то они знают, что у них есть деньги, потому, что они знают что это такое. А с просветлением такого нет. Ты не можешь ответить на вопрос есть у тебя просветление или нет. Это же не деньги.
И поэтому основной вопрос который должен задавать себе ищущий это – Что ты ждешь от просветления? Что ты хочешь получить от просветления в будущем? Как оно может принести тебе счастье? И на эти вопросы у нет ответов.
А ты, Юджин, ищешь просветления? Или может быть ты ищешь что-то, что принесет тебе в будущем мир или что-то чего у тебя не было раньше?
- Наверное нет. Во всяком случае в таком понимании, нет. Но раз меня сюда что-то привело, значит чего-то я еще ищу.
- Вопрос, который должен задавать ученик своему гуру заключается в следующем – А что принесло тебе твое просветление?
В Индии, ученик не может задать своему гуру такой вопрос, потому, что здесь не принято задавать гуру такие вопросы. Почему? Потому что гуру его сразу выгонит.
Но я не буду против, Юджин, если ты задашь мне этот вопрос.
И я конечно же задал его. - А что принесло вам ваше просветление?
Вся эта ситуация с учеником и гуру вызвала у нас смех, и мы долго смеялись.
- Я охотно отвечу тебе на него. Но сначала, Юджин, я скажу тебе что не даст тебе просветление.
У традиционного индийского ищущего нет ясности и понимания того, что ты получишь в результате просветления. Поэтому я хочу начать именно с того, что ты не получишь в результате просветления.
Если ты думаешь, что в результате просветления больше не будет боли, то это не так. Этого не произойдет.
- Я это понимаю.
- Практически каждый человек, с которым случилось просветление продолжает страдать от какой-то боли, которая с ним случается. Это всегда происходит. Это независимо от просветления. Боль просто есть.
Еще одна вещь, которую ждет ищущий от просветления, это то, что он станет после этого идеальным человеком. Он думает, что – я больше не буду делать каких-то не правильных вещей после просветления. Но это не так.
Следовательно, твоя боль продолжится, и твое несовершенство тоже продолжится.
- Это значит, что все просветленные продолжают делать ошибки, которые делали до просветления? Я правильно понимаю? – спросил я.
- Кто судит, ошибка это или не ошибка? Судит общество.
После просветления все остается как было. Боли остаются, ошибки, если их можно назвать ошибками тоже остаются. Все твое несовершенство, если оно было, тоже остается. Если у тебя был интеллект какой был до просветления, то он таким и остается после просветления. Если ты не мог понять какую-то теорию до просветления, то так же не будешь ее понимать и после просветления.
И кроме того, ты не получаешь никаких особенных сил. Я, например, никак не могу получить способность одновременно находиться в нескольких местах.
Сказав это, Рамеш здорово рассмеялся. Вообще, он является веселым, очень подвижным и жизнерадостным человеком, любящим пошутить. В свои 88 лет, его тело так бодро выглядит, и так активно двигается, что ему трудно дать его возраст.
- По воде, я тоже не могу ходить - продолжил Рамеш - никак не получается. Сказал, и опять рассмеялся.
- В общем, все, как и было – боль продолжается, ошибки продолжаются, по воде как не ходил, так и не хожу.
Когда я говорю это какому-нибудь ищущему, то это приводит его к огорчению. Какого черта я тогда ищу? – говорит он, - Что же это тогда получается?
Теперь, отвечая на твой вопрос, Юджин, что же происходит в результате просветления? Будда ответил на этот вопрос таким образом - происходит конец страданиям, не конец болям, а конец страданиям. Это согласно Будде.
Другими словами, по тому, как говорю тебе я, это означает следующее - Ты принимаешь тот факт, что нет делателя. Есть только то, что делается. Это делается в соответствии с какими-то законами космоса. Все делается по одному единому закону. Это не делаю не я, ни ты. Просто все происходит.
Принятие этого факта означает просветление. Нет того, кто делает, нет делателя. Просто что-то происходит. Вся последовательность событий случается.
Это такая же концепция, как и все остальное. Все, что происходит, происходит по законам космическим или законам Бога. Ни кто не делает ничего, и нет того, кто мог бы обижаться, или того, кто обижает. Можно сказать другими словами, что закончилась ненависть. Если ты причиняешь мне боль, то я тебя ненавижу – это все прекратилось. Нет того, кто ненавидит и нет того, кто обижается. Ни кто ничего не делает. Если кто-то что-то делает, то этот кто-то является просто инструментом через который совершается проявление какого-то космического закона. Просто организм тело-ум что-то делает. Но это всего лишь инструмент. Делателя нет.
Раньше я считал, что если я кому-то причинил боль, то тот человек меня ненавидит. И я сам ненавидел себя за то, что причинил ему боль. Сейчас, после того как у меня произошло это понимание, то происходит следующее. Не я причинил кому-то боль, так случилось. Я не испытываю ненависти к себе, потому, что так было задумано не мной. Так должно было случиться через этот организм, и так случилось.
Но тогда возникает вопрос – А как на счет ответственности? Вся ответственность заключается в том, что каждый день ты должен проходить ту ситуацию которая с тобой происходит. Не вытаскивать ничего из прошлого, не делать из прошлого. Делать прямо сейчас, и делать именно то, что ты хочешь делать прямо сейчас и в этой ситуации. Ты делаешь то, что можешь и то, что хочешь. В этом у тебя есть свобода.
- Да, я делаю так, потому, что так делается и больше ничего.
- Именно. Понятие ежедневной жизни, т.е. жизни сейчас, состоит в том, чтобы ты, когда сталкиваешься с какой-то ситуацией делал именно то, что хочешь делать и можешь делать прямо сейчас. Ты делаешь это согласно тому, что ты хочешь достигнуть в результате этой ситуации. В этой ситуации ты чего-то хочешь, и в соответствии с этой охотой, ты поступаешь так, как тебе хочется и можется.
День твоей жизни, заключается в том, что ты живешь и делаешь все, что хочешь. Иногда может произойти что-то плохое, чего ты не ожидал, или что-то хорошее, чего ты ожидал. После этого, общество, или кто-то со стороны может судить об этом, было это хорошо или это было плохо. Они тебя либо наказывают, либо поощряют за это. И тебе от этого либо больно, либо приятно. И все это составляет твою ежедневную жизнь, в которой ты свободен делать то, что ты хочешь и делаешь все, что ты хочешь. И дальше все происходит так как происходит. Именно то, что тебе хочется сделать и то, что у тебя получается сделать и является тем, что должно было быть сделано.
Есть два вида ответственности - ответственность перед обществом и ответственность перед самим собой.
Если ты что-то делаешь что общество не одобряет, то получаешь от него наказание. И этого ты избежать не можешь. Так должно было случиться и так случилось. Все, что приходит из общества - удовольствия или боль, является не твоей заслугой. То, что я причинил кому-то боль или сделал что-то приятное, тоже не является моей заслугой. Не надо этим гордиться, это просто пришло. Нет того, кто это делает.
До того, как понимание пришло, я испытывал боль оттого, что кто-то меня обидел. И я испытывал ненависть к тому, кто меня обидел. Сейчас, когда есть понимание, нет того кто обидел. Боль просто пришла ко мне, независимо через кого она пришла, через него, него, или него. Она просто пришла. И тогда кто причинил эту боль совершенно не имеет значения.
Что происходит в результате. Когда ты испытываешь боль приходящую извне, то тебе некого ругать, и не на кого обижаться, некого ненавидеть и некого винить. Это просто так случилось. И последние 20 лет я живу с этим ощущением. Не имеет значения кто и почему причинил боль. Никто ее не причинял, она просто пришла, так уж случилось.
Все это состояние, которое длится эти последние 20 лет приводит к покою ума. Покой возникает оттого, что тебе некого ненавидеть и не на кого обижаться. Ни ты не причиняешь никому боли, ни тебе не причиняет никто боли.
- Ты просто живешь как живется.
- Да, Юджин. Исчезла боль как от своих действий, так и от чужих. И это приводит к покою ума. Ответственность ушла, ее просто нет.
- Ну, да, если нет делателя, то нет и ответственности. Некому и не за что отвечать.
- Вся моя концепция, Юджин, заключается в том, что нет никакого делателя, ни с моей стороны, ни с чьей-то еще. И это должно быть не просто концепцией, а глубоким пониманием. Только тогда это приводит к покою ума.
- Это все абсолютно мною понимается и принимается. У меня не возникает в отношении этого никаких противоречий.
- Да, но как ты поймешь, Юджин, это понимание является твоим интеллектуальным, т.е. умственным пониманием или тотальным, т.е. действительно полным и настоящим?
Тут я глубоко задумался.
- Это тебе такой тест, Юджин, - сказал Рамеш и сильно рассмеялся.
Я находился в глубокой задумчивости и не знал что ответить. А действительно, как это можно узнать? Так я просидел какое-то время, и вдруг меня разобрал смех. При чем этот смех разобрал нас с Рамешем одновременно. Он очень четко видел и понимал что со мной происходило. Я не мог удержаться от этого смеха. Мне было так смешно от этого вопроса, что я не мог остановиться. А Рамеш, подливая масла в огонь тут же рассказал анекдот про доктора и пациента напоминающий данную ситуацию. И сам рассмеялся еще больше.
- Правильным вопросом, Юджин, в данной ситуации было бы – Да, возможно я интеллектуально это понимаю, но что я должен сделать, чтобы получить тотальное понимание того, что я не являюсь делателем? Так?
- Ну, в общем да – ответил я.
- И так, возвращаемся к вопросу - что я должен делать, чтобы прийти к тотальному пониманию того, что я не являюсь делателем?
- Так ведь для этого ничего делать – то и не надо. Если я уже не являюсь делателем, то зачем нужно что-то делать?
- Да, но если я тебя правильно понимаю, то такой вопрос у тебя вполне может возникнуть?
- Это вполне возможно, но пока у меня не возникает такого вопроса.
Он опять рассмеялся и сказал – Что, Юджин должен делать, чтобы понять, что он ничего не делает?
- Ничего не должен делать – снова ответил ему я.
- Но как ты поймешь что ты действительно не являешься делателем? Какую духовную практику ты можешь использовать для этого понимания, чтобы точно знать это?
Я опять задумался.
Юджин, ты можешь спросить у меня – могу ли я тебе порекомендовать что ни будь, что поможет тебе в получении данного понимания? - Сказал Рамеш и опять рассмеялся.
- Конечно могу спросить - ответил я, и тут же спросил. А что вы можете мне посоветовать для получения данного опыта? Мне это действительно было бы очень полезно.
- Тогда, у меня есть к тебе предложение – продолжая смеяться сказал Рамеш.
Понаблюдай за собой, когда тебе будет это удобно, кто является делателем всех твоих дел.
Если ты весь день был занят и у тебя не было времени потратить на себя и на наблюдение за собой, вечером выдели на это полчаса. Сделай так, чтобы тебе было удобно этим заниматься. Если хочешь, можешь выпить пива, в общем сделай так, чтобы тебе было удобно и хорошо.
И вот, когда ты устроился таким образом и сделал все, чтобы тебе было хорошо, оглянись назад и огляди весь прошедший день. Там окажется много таких действий, которые ты сразу не сможешь понять твои они или не твои. Из всех сделанных тобой действий выбери одно, которое ты точно считаешь своим. На все 100% твое. Возьми и исследуй его на предмет, как делалось это дело и действительно ли оно было твоим.
Если ты присмотришься к этому своему действию, которое на 100% твое, задай себе вопрос – Я ли принял решение сделать это конкретное действие в это конкретное время? И скорее всего ответом будет – что это не я принимал такое решение, это решение принималось без моего ведома и дело делалось через меня. И ты увидишь, что действие просто произошло. И после этого ты поймешь, что возникла мысль, которая привела тебя к тому, что ты называешь своим действием. Если бы этой мысли не возникло, не возникло бы и действия. Если это действие не было следствием твоей мысли, то так ты можешь назвать это действие своим?
- Да, мысль эта тоже ко мне откуда-то приходит и я тоже не являюсь хозяином ее.
- Никто не может проконтролировать какой будет следующая мысль.
- Да, конечно.
- Если у тебя нет контроля за пришедшими к тебе мыслями, которые приводят к каким-то определенным действиям, то как ты можешь называть эти действия своими?
- Никак не могу.
- От такой практики, Юджин, твое интеллектуальное понимание будет проникать все глубже и глубже. Возьми следующие и следующие действия, и таким образом просмотри их. И вот это исследование твоих многочисленных случаев, которые ты будешь рассматривать как свои, приведет тебя без всяких исключений к тому, что ты будешь точно знать, что все твои действия полностью не являются твоими.
Это исследование приведет тебя к тому, что ты увидишь, что на мысль возникшую у тебя повлияли какие-то события окружающие тебя, впечатления которые ты получил, и ты не властен контролировать это. Они явились выводом того, как мысль пришла через это. Тогда, как это может быть твоим действием?
И всякий раз, когда ты будешь проделывать эти исследования, понимание этой теории будет проникать в тебя все глубже и глубже.
У тебя нет контроля над своими прикосновениями, вкусами, которые ты получил, запахами и тому подобное. Ты не можешь все это контролировать. Ты не можешь контролировать то, что ты оказался в определенном месте и получил там определенные впечатления. Это все не подвластно твоему контролю. И это все явилось следствием того, что произошло какое-то действие. Раз у тебя нет контроля над тем, значит у тебя нет контроля и над действием.
Если ты будешь продолжать это исследование таким образом, твое понимание будет углубляться. И очень вероятно, очень вероятно, Юджин, что произойдет ОПЫТ. И опыт будет таким, что ты вдруг обнаружишь, что ты не был делателем. И это будет твоим опытом. И как только ЭТО произойдет, этот ОПЫТ ПОНИМАНИЯ, у тебя не будет больше сомнений.
- Я уже делал подобные наблюдения и видел, что- то, что происходит, происходит не по моей воле. Хотел бы я этого или не хотел, но оно произошло так, как произошло.
- Это хорошо, Юджин. Но, твоей судьбой является это понимание. Если для этого нужно чтобы ты наблюдал за этим 10 раз, то надо наблюдать 10 раз. Если для этого нужно наблюдать и исследовать 100 раз, значит это нужно исследовать 100 раз. И ОНО может произойти независимо от того, сколько ты сделал таких исследований 100, 10, или всего лишь 2. Это не важно, лишь бы ОНО случилось. И если ОНО случится, то все сомнения сразу исчезнут. Тогда все они исчезнут по-настоящему.
- Да, теперь мне действительно стало понятно.
Вечером, того же дня, приехав в гостиницу, я решил заняться исследованием которое мне посоветовал делать Рамеш. Мы, вместе со своим другом, с которым вместе приехали в Индию, и с которым вместе ходили к Рамешу, сели играть в нарды. Я решил, что буду наблюдать за тем кто является делателем моих дел прямо во время игры. Игра эта мне хорошо знакома и очень мною почитаема. Тут уж кажется, никто кроме меня не может являться делателем. Играю то ведь я, и думаю во время игры тоже я, и решаю как и куда ходить тоже я.
Но случилась поразительная вещь! Углубившись в наблюдение за собой и за тем, как все во мне происходит, я вдруг заметил, что абсолютно ничего не делаю сам. Кубики трясет моя рука. Эта же рука бросает эти кубики в какой-то, совершенно непонятно почему, именно в этот момент. Кубики выпадают определенными числами которые тоже никак не зависят от моих желаний. И решения того, как ходить, я принимаю тоже не понятно почему именно такое. Решение в виде мысли само возникает в моем уме и в какой-то момент принимается умом, как самое подходящее.
Все это время пока мы играли, а играли мы не менее двух, а то и трех часов я наблюдал за собой. И все это время абсолютно все мои действия связанные с игрой осуществлялись не мной. Я был всего лишь свидетелем того, как эти действия случались посредством моего тела-ума.
Я при этом не делал ничего.
На следующий день мы снова пошли к Рамешу. Я рассказал ему о своем исследовании и опыте полученном во время игры в нарды. Я сказал ему, что во время всей игры постоянно наблюдал за тем, кто является делателем «моих» дел, и увидел, что во всех случаях я не был делателем. Делание случалось сквозь меня или точнее сквозь мое тело.
Но, у меня в результате этого наблюдения появился вопрос – Как происходит принятие решения, что именно должно сделать мое тело, именно в это время? Наблюдая за тем как происходит принятие решения необходимого для начала действия, я увидел, что в момент принятия решения вдруг происходит мгновенное переключение и действие случается, оно начинает течь. Это действительно происходит не по моей воле, но мне все же интересно, как это происходит? Какова механика этого явления?
Рамеш внимательно выслушал меня, и потом с очень серьезным видом неожиданно ответил мне – А кого это волнует?
От такого неожиданного ответа мои оставшиеся мозги развернулись на 180 градусов. Сознание раскрылось и я увидел в себе то место, откуда шел этот вопрос. Там, в этом месте как будто находилась какая-то плотность, похожая на комок напряжения, которая в момент направления на него моего внимания сразу же растворилась. Рамеш своим вопросом направил мое внимание именно туда, откуда этот вопрос и шел. А шел он из моего «знахаря», которому необходимо все знать и все необходимо разложить по полочкам. Именно он во мне и задавал этот вопрос.
В одно мгновение этот «знахарь» растворился будто его и не было никогда. И я вдруг почувствовал себя очень легко и открыто. По телу начало разливаться блаженство, и покой. Я вдруг неожиданно засмеялся. Мне стало смешно и одновременно понятно. Ответ сам пришел ко мне из того же места где и находился мой вопрос. Ответ появился у меня вместе с пониманием.
Я вдруг ясно увидел как происходит принятие решения. Это как удар молнии. Молния случается тогда, когда накопился необходимый для ее свершения электрический заряд. Так же происходит и с решением. Пока не накопился необходимый для принятия решения заряд, решения не происходит. Оно такое же явление как и молния. Это одно из явлений сознания. И какая в действительности разница почему оно так происходит. Оно происходит так, как и должно происходить. Это просто так есть, и об этом даже думать не стоит.
Рамеш рассмеялся вместе со мной, и вместе с нами рассмеялись все присутствующие на этой беседе люди. У меня больше не было вопросов, я просто сидел и наслаждался вновь появившейся тишиной. Я снова находился в состоянии полной открытости, покоя и тишины. А Рамеш, так же спокойно, как ни в чем не бывало, продолжил эту беседу дальше.
Мы с моим другом на протяжении нескольких дней постоянно ходили на беседы Рамеша. Такие беседы называются сатсанги. Сатсанг – означает беседа с истиной. Беседа с просветленным мастером всегда беседа с истиной. Он и есть истина. Истина, которая проявляет себя через его тело. Сатсанг – это встреча с самим собой, со своим Я.
Во время этих сатсангов, я слушал Рамеша находясь в раскрытом состоянии. Я постоянно наблюдал за собой, за тем, как его слова протекают сквозь меня, как мое тело расслаблено сидит перед ним, как дыхание свободно течет сквозь меня. Вместе с этим, я наблюдал за Рамешем, за его состоянием, за его словами, его движениями, всеми его действиями.
Все его действия были свободными, простыми и естественными. Ничего лишнего. Мир свободно и беспрепятственно протекал сквозь него. И это было чудо!
В перерывах между сатсангами я постоянно находился в наблюдении за собой, за тем, как мир течет сквозь меня. Я старался наблюдать за всеми своими действиями, за тем, как все происходит. Я ли все это делаю, или все делается через меня?
После нескольких дней пребывания в Бомбее, мы с другом поехали в Пуну. Нам хотелось побывать в ОШО ашраме. Ашрам – это индуистский монастырь, место для занятий духовной практикой.
ОШО, в свое время был для меня очень почитаемым мастером. Побывать в месте, где он провел последние свои годы жизни, побывать в его доме, в месте, где он проводил свои беседы и занятия, пообщаться с видевшими его людьми, было для нас значимым делом. В ОШО ашраме, мы, так же собирались посвятить время себе. Сергею, моему товарищу, хотелось обдумать все полученное у Рамеша и разложить все это по полочкам. А мне хотелось продолжить наблюдение за собой в спокойной остановке.
ОШО ашрам очень подходящее для этого место. Там все направлено на то, чтобы человек мог посвятить время занятию собой. Даже сам ашрам называется не ашрамом, а курортом, международным медитативным курортом ОШО. По-английски это пишется как OSHO International Meditation Resort. Это действительно курорт, предназначенный для отдыха тела и души. Туда мы и направились после сатсангов Рамеша.
ОШО курорт действительно прекрасное место. Там все создано для того, чтобы человек мог заняться собой. И это было как раз то, что нам было нужно. Для начала мы решили познакомиться со всем, что там есть. Первые 2-3 дня, мы, с утра до ночи ходили на все общие занятия. Занятия там начинаются с 6 утра и заканчиваются около 12 ночи.
Там существует много всего интересного и полезного для ищущего себя человека. То, что мне больше всего там понравилось, так это много движения и много живой и красивой музыки, ну и конечно же сама атмосфера. Там собираются очень интересные люди со всего мира. Я с большим удовольствием ходил на все подвижные медитации, сопровождавшиеся прекрасной музыкой. Поскольку я всегда был поклонником хорошей музыки и разнообразного движения, то с удовольствием погружался в эти игры. Именно игрой, приятной и полезной игрой, я воспринимал все происходящее там.
Но, уже во время первой же сидячей медитации я отчетливо понял, что все это мне уже не нужно. В свое время я много уделял внимание спокойному сидению направленному на достижение спокойного внутреннего состояния. Теперь я практически постоянно находился в медитативном состоянии независимо от того сидел ли я, или активно двигался.
Это состояние в последнее время практически никогда не проходило у меня, и я не видел для себя никакого смысла специально сидеть чтобы находиться в этом состоянии. Я мог погружаться в него глубже независимо от сидения. Поэтому, я быстро перестал ходить на сидячие медитации, да и на все остальные тоже. Они совершенно естественно отвались от меня сами, как нечто не нужное. Я для этого абсолютно ничего не делал. Я просто следовал своей охоте и больше ничего.
Я перестал ходить на все занятия и медитации, и просто отдыхал и общался с интересными мне людьми. Все это время я постоянно наблюдал за тем, как и что во мне и через меня делалось. И я пришел к такому заключению, что я, как делатель полностью отсутствую во всех «своих» делах. Дела делаются сами. Они просто происходят. Встречи с людьми просто происходят. Я их не планирую, ничего для этого не делаю. Ни делаю никаких сравнений, и не делаю из этих общений практически никаких выводов. Они просто есть и все. Я просто есть и все. Я просто есть и Я за всем наблюдаю. Все, что меня окружает, является различными явлениями сознания, такими же как и все остальные явления природы.
Как-то, я наблюдал за тем, как происходит у меня дыхание. И в момент этого наблюдения, я увидел поразительнейшую вещь. Оказывается дыхание так же не принадлежит мне, как и все остальное, что я считал собой. Это было для меня сильнейшим потрясением. Это произошло во время чаепития. Я сидел за столиком и пил чай, и одновременно наблюдал за тем, как происходит это чаепитие, «мое» чаепитие. Я наблюдал за тем, как рука берет чашку с чаем подносит ее ко рту, как рот открывается и втягивает в себя вместе с воздухом из кружки чай, как потом этот чай проливается внутрь тела, создавая там приятные ощущения, а рука опять возвращается на место и ставит кружку на стол.
И вот, наблюдая за тем, как это все у меня происходит, я вижу, что это просто происходит, без всякого моего участия. Тело само знает как это нужно делать, и делает все это так, как ему удобно. Тогда внимание мое перетекло на то, как происходит дыхание. Дыхание было абсолютно слитно со всеми остальными движениями и никак не зависело от меня. Оно просто текло, так как ему было нужно. Я абсолютно не был ему хозяином.
Воздух сам втекал в мое тело в необходимом для него количестве, и потом, проходя по телу сам свободно выходил наружу. Я как завороженный наблюдал эту картину какое-то время, и вдруг у меня неожиданно появилась мысль – а что если попробовать вмешаться в этот процесс дыхания и пронаблюдать за этим. Так я и сделал. Я решил задержать дыхание. Через некоторое время, невидимая и непреодолимая сила заставила меня сделать вдох, а потом выдох. В тот момент произошло понимание. Я понял, что я, абсолютно ничему не хозяин, даже собственному дыханию! Кажется, что дыхание это то, что точно делаю я. Это то, действие, которое я делаю постоянно на протяжении всей жизни. И делаю это без чьего-либо участия. Но, враз, оказалось, что и тут я никто! Даже дышу не я!
Я полностью отсутствую во всем что, как мне казалось, я делаю. Кто же тогда Я? Ведь одновременно с тем, что я ничего не делаю, Я ЕСТЬ!
И тут произошло нечто! Мир в этот момент остановился. Наступила полная тишина и покой. В это время моя рука подносила ко рту чашку с чаем. Когда это произошло, она остановилась немного не доходя до рта, повернув чашку в удобное для питья положение, и так и замерла в таком положении. Примерно час я сидел в таком положении не совершая абсолютно ничего, никаких видимых движений. Было ощущение, что даже дыхание остановилось. Мои глаза прикрылись, и я погрузился в необъятный покой и блаженство.
При этом, я ясно все видел и ощущал вокруг. Это было состояние полного отсутствия и одновременно полного присутствия во всем. Меня не стало, но Я ЕСТЬ.
Примерно час я находился в этом положении, держа руку с кружкой возле рта. За это время, мой друг, Сергей, сидевший напротив меня за этим же столиком, закончил есть, унес свой поднос и ушел готовиться к очередным занятиям. Ему нравились проходящие там занятия и он с большим увлечением ходил на них.
Он видел и понимал, что со мной происходит нечто необычное, но никак не вмешивался в происходящее, и я очень благодарен ему за это. Сначала он тихо сидел какое-то время со мной, потом, так же тихо встал и ушел. Я продолжал сидеть и пребывать в этом необычном для себя состоянии. Это состояние было схожим с тем, что было у меня дома в момент моего первого раскрытия и слияния с пустотой. Но одновременно с этим, оно было отличным от него.
В том, первом состоянии присутствовала еще некоторая доля страха, или даже не страха, а чего-то что напоминало собой страх. Здесь же ничего этого не было. Был лишь необъятный простор, покой и блаженство. Это был океан, в котором растворилось мое бывшее я.
Так я просидел примерно час. Люди за это время успели поесть, сходить переодеться и уже возвращались назад на следующее занятие. А я все сидел и не двигался. Потом, моя рука постепенно опустилась и легла в удобное ей положение, и я еще просидел так с полчаса. После чего я встал и пошел к себе в номер, продолжая оставаться в этом состоянии.
Хорошо, что это произошло именно в этом месте, именно в ОШО коммуне. Там, на то, что я сидел неподвижно час держа кружку возле рта, никто не обратил особого внимания. Всем было ясно, что с человеком что-то происходит и не надо этому мешать. Если бы это произошло в другом месте, в каком-нибудь обычном кафе, то меня уже через первые же несколько минут начали доставать своими вопросами о том, все ли у меня в порядке и не нужна ли мне помощь врача. Да еще, чего доброго вызвали бы скорую псих помощь или сотрудника милиции.
Я благодарен судьбе, что она выбрала для этого случая самое подходящее место, где никто не мог помешать этому, а наоборот все только способствовало этому явлению.
После этого, я еще две недели жил в ОШО коммуне. Я продолжал ничего не делать. Я купался в бассейне, загорал, общался с интересными людьми, слушал музыку и занимался любками. Мой друг, Сергей, через день после того случая улетел домой, его ждали дома срочные дела, а я продолжил свое пребывание в ОШО коммуне.
После Пуны, я снова поехал к Рамешу. Мне хотелось поделиться с ним тем, что со мной произошло и выразить ему свою благодарность и признательность. Когда я пришел к Рамешу он обрадовался моему приезду и сказал: «Юджин, ты вернулся!». Мне стало ясно, что ничего особо и говорить не надо. Я спокойно сел вместе с остальными пришедшими к нему на сатсанг людьми и стал слушать его беседу. Люди задавали ему свои вопросы, а он отвечал им, помогая разобраться в самих себе.
На той беседе из всех присутствующих людей было примерно половина русских. Некоторые из них плохо говорили и понимали по-английски, и Рамеш попросил приехавшего со мной из Пуны товарища, тоже русского, но живущего в данный момент в Штатах, чтобы тот переводил всю беседу на русский язык, чтобы всем было понятно о чем идет речь. Так и было сделано.
Одна женщина, по-моему из Испании высказала такую мысль: «Я заметила, что в последнее время стало происходить следующее явление: все больше и больше русских стало появляться в подобных местах и на подобных встречах. И от их присутствия общее сознание группы начинает расширяться. Они постоянно вносят нечто новое и необычное. И от этого подобные встречи оказываются более интересными и более живыми. Что вы на это можете сказать?» - обратилась она к Рамешу.
- Да, это так – сказал Рамеш – и то, что вы сейчас здесь видите, является полным тому подтверждением.
Это было приятно слышать, поскольку одно время в мире сложилось мнение о русских, как о пьяницах, драчунах, хамах и дураках. И хоть у меня к тому времени уже стерлось понятие национальности, но гордость за свою страну и свою культуру, в которой я воплотился и вырос, все-таки имела для меня значение.
На той беседе, Рамеш много рассказывал о свободе выбора и недеянии. Один мужчина из Германии, задал Рамешу вопрос: «Но тогда, следуя вашей концепции ничего неделания, нужно просто сидеть и ждать у моря погоды. Мол, живи как живется, как травка. А дальше что? Раз я есть человек, то что я должен делать? Или я не должен ничего делать, а просто жить как трава и все?»
- Жизнь течет именно потому, что действия должны происходить. Мы должны что-то делать и делаем это. Если мы перестанем что-либо делать, то она прекратиться. Но при этом не надо пытаться контролировать жизнь. Мы не можем ее контролировать. Это находится вне нашего контроля. – Ответил ему Рамеш.
- Если бы мы все так мыслили, - снова сказал этот мужчина, - то люди живущие в теплых странах лежали бы и ждали когда на них упадет банан. А живущие в холодных странах умерли бы с голоду.
- Люди живущие на юге и люди живущие на севере находятся в одной ситуации. То, как они разрешают эту ситуацию и есть жизнь. Не так ли это? Сказал Рамеш.
- Нет, не так! - Ответил мужчина. - Если на севере ты ничего не будешь делать то умрешь с голоду. Если на юге можно ничего не делать, то на севере нельзя. Цивилизация как раз и развилась в холодных странах. И именно в тех странах, где можно лежать и ничего не делать цивилизация не развивалась. Посмотрите, как живет Африка и как живет Индия. Тут фрукты просто падают с дерева. На севере, где они не падают, приходится двигаться, шевелиться и это производит цивилизацию.
- Жизнь такова, сказал Рамеш, что вы решаете во время возникшей перед вами ситуации, что и как делать. И потом делаете это. Но после того, как вы сделали это, вы не можете точно знать что будет в результате этого действия. Это от вас не зависит. Вы не знаете, оно принесет вам именно то, что вы и хотели получить, или оно принесет вам чего-то меньше, или чего-то больше. Это находится не в вашей власти. Жизнь такова, что вы делаете то, что вы можете, но то, что происходит не находится в вашем контроле.
- Значит мы все-таки должны что-то делать, а не просто ждать! - Сказал тот мужчина, которому явно было не понятно, что значит быть недеятелем. – Если мы будем просто сидеть и ждать, то человечество не дожило бы даже до каменного века. Мы бы даже не взяли палку и не сделали бы из нее примитивного оружия.
- В этом и есть жизнь, что мы делаем что-то. Без этого не текла бы жизнь. Жизнь именно в том и заключается, что мы должны что-то делать и мы делаем это. Но что потом случается – это не в нашем контроле. Сказал Рамеш.
Мужчина с несогласием и с явным непониманием покачал головой.
В этот момент у меня вдруг появилось желание ответить этому человеку, и я знал, что ему надо было ответить. Ответ сам родился у меня в тот момент из ниоткуда. Рамеш посмотрел на меня и понял это. Я только еще начал поднимать руку, чтобы попросить Рамеша ответить этому человеку. Но он, сам все это поняв, улыбаясь кивнул мне головой и сказал: «Сейчас тебе русский ответит».
Я сказал этому мужчине о том, что: «У меня у самого когда-то было непонимание того, что значит ничего не делать самому. Но, затем, когда я стал наблюдать за тем, как же все происходит, ко мне пришло понимание.
Рамеш посоветовал мне делать одно упражнение, которое заключалось в наблюдении за тем, кто во время всех моих дел, которые я явно ощущаю как свои дела, является делателем. Как происходят все мои делания? Кто в действительности является делателем этих дел?
И я начал наблюдать за этим. Наблюдая я увидел, что все действительно делаю не я. Действия просто происходят. Все делается сквозь меня. Они просто текут сквозь меня, мое тело. И тогда я решил понаблюдать за своим дыханием. Ведь дышу-то точно я. Если я не буду дышать то я не смогу дальше жить, тело просто умрет. Это уж точно мое дело, и делаю его точно я…
Я даже не успел до конца договорить о том, что в результате этого наблюдения произошло. Как Рамеш, буквально на полуслове оборвал меня и сказал: - Поэтому Это с тобой и случилось!
И сильно рассмеявшись сказал: – Попробовал бы ты еще не дышать!
- А я и попробовал, - также смеясь ответил ему я.
Он, а вместе с ним и все остальные закатились таким смехом, что какое-то время просто не могли остановиться.
Когда Рамеш сказал это, глядя в меня и улыбаясь, то последняя тень сомнения, которая возможно и оставалась еще где-то у меня в мозгу, ушла. В тот миг, я ощутил полную свободу от всего. Мне стало так легко, будто я скинул с плеч остатки старой одежды. Пришло понимание того, что Я есть и мне больше ничего не надо. Тот, кто так много всего хотел получить в жизни пропал, растворился в пришедшей из неоткуда тишине и покое. Произошло освобождение от всего что мешало мне осознать себя самим собой. Точнее будет сказать, мешало мне осознать себя тем, кто я есть на самом деле.
В тот момент произошло освобождение от того, что я воспринимал как я, и от всего того, что я воспринимал как самопознание.
Рамеш же, вдоволь насмеявшись, продолжил свой сатсанг дальше.
Несколько позже пришло понимание того, что никакого самопознания просто нет и никогда не было. Было постоянное стремление к свободе и осознанию своей истинной природы. Именно это стремление и подразумевалось мною под самопознанием. Именно это стремление и привело меня к тому пониманию которое произошло.
С того момента не стало больше того человека, который был. На его месте оказалась бесконечная пустота и блаженство. Да и не было у него никогда никакого места, да и самого его тоже никогда не было. Это был всего лишь морок, мираж. Был Я и мираж. Теперь - Я ЕСТЬ, а его нет.