MichaelN писал(а):Как так получается, что все человечество пребывает в погоне за удовольствиями (и как обратное - побег от страданий)?
И гонится за таким тотальным удовольствием, где не будет места какому-либо неудовлетворению.
Многие даже "просветление" подразумевают как окончательное удовольствие, верх удовлетворения, думая, что просветленные ходят как под вечным кайфом. И достижение этих состояний становится их желанием. И опять погоня за удовольствием.
В чем природа такого явления? Страхи?
Природа у всего, что есть, у всех абсолютно явлений - одна.
Погоня за удовольствиями происходит из первоначально возникшей охоты к получению разных ощущений. Именно для этого и существует эта мега игра с названием вселенская жизнь. Сама по себе охота возникает в безличностном, целостном сознании спонтанно и возникает не к чему-то конкретному, а как проявление творческого потенциала. Возникнув, она преображается, благодаря все тому же творческому потенциалу, во все новые и новые явления.
Как можно испытать разные ощущения? Только в результате возникновения новых и постоянной смене этих ощущений. А для этого должны существовать разные условия, в которых эти ощущения будут возникать. Как ты поймешь, что это приятное ощущение? Как ты сможешь его выделить как приятное? Только в контрастном сравнении с неприятным. Поэтому и существуют приятные и неприятные ощущения.
Изначально, никакой погони за удовольствиями нет. Ты можешь пронаблюдать это на ребенке. Он не стремится к получению только приятных ощущений. Ему все равно, что ощущать! Ему важны сами ощущения как ощущения, все их разнообразие. Постепенно, сознание, проявляющее себя в виде человека, начинает увлекаться приятными ощущениями и вовлекается в игру, которую можно назвать погоней за ощущениями. И тут начинают возникать приоритеты. Они начинают возникать с того времени, как происходит отождествление сознания с организмом тела-ума в виде которого оно себя проявляет.
Чем больше происходит отождествление, тем больше происходит вовлечение в игру – погоню за ощущениями, называемую кайфом. А вместе с этим вовлечением, возникает все большее непонимание того, что есть, как есть и почему есть. Первоначальный смысл игры, в виде истинного понимания, теряется. Вместо него возникает погоня за приятными ощущениями и непонимание того, почему все так устроено, зачем и кому все это нужно.
Все «становится на свои места», когда происходит растождествление со сложившимся в сознании образом себя и образом мира. Я, которое есть Сознание, перестает воспринимать себя в виде определенной личности, являющейся органическим сплетением тела-ума. Такое растождествление принято называть просветлением. В результате просветления погоня за удовольствиями заканчивается.
Это не значит, что человек переживший просветление перестает ощущать приятное и неприятное. Просто в нем больше не возникает погони за ощущениями. В нем есть ясное понимание того, что все ощущения взаимосвязаны, и без одного, не бывает другого. Приятных ощущений не бывает без неприятных, это лишь два противоположных пика одной волны, два противоположных пика одного движения, одного явления.
А раз так, то можно ли убежать от одного ощущения и прибежать к другому? Можно ли испытывать только приятные ощущения и не испытывать неприятные? Именно потому, он не стремится убежать от одних и не стремится прибежать, а затем и удержать другие. Все ощущения для него равны между собой, и никакое из них не является лучшим или худшим. Именно эта непривязанность к ощущениям существующая как проявление истинного понимания называется освобождением от страданий.
Освобождение от страданий не значит, что теперь не будут возникать болезненные или неприятные ощущения. Ощущения как возникали, так и продолжают возникать, но нет зависимости от этих ощущений, нет вовлеченности в их переживания и потому нет увлеченности ими. Все ощущения равны между собой, все они лишь ощущения, возникающие в восприятии чистого сознания.
Это так же не значит, что просветленный человек становится овощем или полным пофигистом. Как раз наоборот! Все возникающие в его восприятии явления воспринимаются более ярко и более насыщено, нежели ранее. Интерес к происходящему не теряется, а наоборот становится живым, подобным интересу ребенка. Все происходящее воспринимается как увлекательное действо, создающее множество различных ощущений. Это увлечение без вовлечения. Это переживание боли, без страданий. Это переживание радости, без стремления к удовольствиям. Это проживание всех возникающих в восприятии ощущений в чистом виде.
У каждого живого существа есть свои предрасположенности. Есть они и у просветленного. Эти предрасположенности зависят не от понимания, а от особенностей устроения его организма, от характера его нервной деятельности. И хоть характер в человеке меняется, предрасположенности в нем остаются. Конечно, предрасположенности эти так же могут меняться вместе со сменой характера, но они все же есть, и у каждого просветленного, как и любого другого человека, они свои. Одни святые предпочитали жить в уединении, другие в миру. Одни предпочитали питаться только какой-то определенной пищей, другие предпочитали, есть все, что можно. Одни предпочитали молчать, другие предпочитали говорить. У каждого были и есть свои предпочтения. Но, несмотря на все эти предпочтения, все без исключения действительно просветленные, не ощущают привязанности к этим предпочтениям и не зависят от них. Все эти предпочтения – лишь особенности организма, в виде которого, Единое Сознание или Бог, проявляет себя.