yur_capricorn писал(а):Можно ли называть человека сумасшедшим?
Как определить - в своем уме человек, или нет?
Можно ли, и нужно ли на него как-то воздействовать?
Понятие сумасшедший очень не простое. Если говорить о психиатрическом понимании этого понятия то там существует довольно четкое определение того, что это такое. Так же там существуют свои классификации разных видов сумасшествия.
Я не силен в психиатрии и поэтому не могу описывать понятие сумасшествия с их точки зрения. И даже с точки зрения научной психологии мне тоже не хочется этого делать. Но с точки зрения того понимания, что есть у меня, я могу это сделать.
Начнем по порядку.
Можно ли называть человека сумасшедшим?
Конечно можно. Раз такое выражение существует в нашем языке, значит оно что-то обозначает, а значит и есть то, явление которое обозначается данным выражением. Каждое слово в языке обязательно отражает какое-то явление. Ни одно слово не существует просто так. Вопрос в том, какое явление отражается в этом слове.
Слово сумасшедший буквально означает – сошедший с ума. Что это означает в бытовом или народном понимании? То, что человек по каким-то причинам перестал следовать общепринятым формам поведения заложенным в виде образов ума. Дело в том, что все люди живут как правило руководствуясь примерно одинаковыми образами запечатленными их сознанием с раннего детства, и передающиеся потом по наследству их детям или приемникам.
Эти наборы образов обусловлены культурой в которой эти образы создавались. В каждой культурной среде существуют свои образы созданные на основе мировоззрения этой среды. И если человек живущий в этой культурной среде вдруг перестает следовать привычным для всей этой среды образам, то его начинают воспринимать в виде сумасшедшего, т.е. сошедшего с привычных и понятных всем образов ума. Иногда про таких людей говорят, что он «не от мира сего».
Очень часто человек, принятый за сумасшедшего в одной среде, в другой среде воспринимается вовсе не сумасшедшим, а вполне нормальным, или даже гением или святым. Поэтому понятие сумасшедшего очень относительно.
Но бывает и такой вид сумасшествия, когда у человека в результате чего-то, например какой-нибудь травмы как телесной, так и душевной, происходит повреждение работы ума. Это повреждение может заключаться в том, что ум начинает подставлять к одним явлениям образы совершенно других явлений. И тогда у человека в восприятии и реагировании происходит путаница. Он начинает путать происходящие с ним явления между собой, и начинает реагировать не соответствуя данным явлениям. Такие виды сумасшествий вызваны нарушениями и подробное описание и исследование их относится к области психиатрии.
Это огромная и сложная тема, которую мы не имеем возможности сейчас разбирать, за неимением профессиональных знаний. Если тебя интересуют именно такие формы сумасшествия, то тут я тебе не помощник. Тут тебе нужно обратиться за помощью к профессиональным психиатрам или психотерапевтам. Я могу говорить лишь о сумасшествии не являющемся патологическим.
Поэтому переходим к следующему твоему вопросу.
Как определить - в своем уме человек, или нет?
Тут сразу же возникает встречный вопрос – А зачем тебе вообще нужно это определять? Почему бы тебе ни заняться своим умом? Ведь это будет гораздо полезней для тебя, чем давать оценки и определения чьему-то чужому уму.
Но раз тебя такой вопрос беспокоит, то я дам тебе одну подсказку, а дальше уж ты сам думай. Эта подсказка будет тоже в виде вопроса. А может ли быть человек не в своем уме? Может ли он поменяться с кем-то умами?
Конечно, он может использовать в каких-то случаях образы созданные чьим-то другим умом, но ведь это его ум использует в своей работе чьи-то уже готовые образы. Он таким образом пытается минимизировать свою работу. Решает, что если есть уже готовые и используемые кем-то другим образы, то почему бы и мне не начать пользоваться этими же образами.
Но такая деятельность вовсе не является деятельностью чужого ума, а как раз наоборот, это исключительно работа своего ума. Такой вид работы ума называется обучением или получением образования. Вся работа образовательных учреждений создана именно на этой основе и нужна только для передачи образов одного ума, другому. И в этом нет ничего странного или необычного. Такая деятельность ума как раз является обычной и привычной деятельностью. И называется она преемственностью.
Человек не может быть не в своем уме. Он может быть либо в уме, либо вне его. Когда его восприятие выходит за пределы ума, человек пробуждается от сна жизни. Таких людей называют пробужденными или освобожденными от действия образов ума. Они продолжают существовать так же как и раньше, но перестают пользоваться образами ума. Их действия происходят спонтанно и без - образно. Такие действия называется по-русски – «Как Бог пошлет».
Таких людей тоже можно назвать сумасшедшими или точнее безумными, поскольку они пребывают в состоянии не – ума. Но их сумасшествие имеет явно иной характер и иное значение, чем все другие описанные выше сумасшествия. Такое сумасшествие является верхом совершенства человеческого существа и называется иногда реализацией человека.
Человек достигший такого состояния перестает быть человеком в обычном понимании этого слова. Он вообще перестает быть кем-либо. Он сливается со всей реальной действительностью. А точнее возвращает себе это ощущение и восприятие бытия. Он становится тем, кем и был всегда – чистым, не связанным ничем, никакими образами и ни обусловленным ничем сознанием.
Поэтому, сумасшествие конечно бывает, но бывает разное. От одного сумасшествия нужно уходить, а к другому сумасшествию нужно стремиться.
И тогда оказывается вполне уместным твой следующий вопрос:
- Можно ли, и нужно ли на него (на это сумасшествие) как-то воздействовать?
На любое сумасшествие можно воздействовать, но воздействовать по-разному. На сумасшествие являющееся нарушением психики, нужно воздействовать методами психиатрии и психотерапии.
На сумасшествие связанное с несоответствием общепринятым образам определенной культурной среды, можно воздействовать несколькими способами.
Первое – это принять общепринятые образы.
Второе – поменять эту культурную среду на ту, которая более всего соответствует твоему мировоззрению и образам твоего ума.
Третье – перестать обращать внимание на несоответствие своих образов с образами закрепленными в данном сообществе.
Четвертое – вообще отойти от каких-либо образов и перейти в состояние без – образного бытия.
А вот на счет того, нужно ли как-то воздействовать на эти сумасшествия, каждый решает сам. Но одно могу сказать, что для того, чтобы начать разбираться с чужими сумасшествиями, прежде нужно разобраться со своими. Тогда станет понятно, что и в каких случаях нужно делать, и делать ли вообще.